Г-н Саркисян, на днях глава ереванского представительства ВБ отметил, что экономика Армении нуждается в диверсификации, однако это практически невозможно без ликвидации олигополий. О чем свидетельствует это заявление?
О том, что сегодня можно констатировать, что олигархическая система Армении уже «добилась» международного признания. При этом, сложилась очень интересная ситуация, когда на фоне шумихи об открытии армяно-турецкой железной дороги, с которым многие связывали большие надежды, Армения достигла международного признания своей управленческой системы в качестве олигополии. Варудакис очень четко пояснил, что «экономика Армении нуждается в диверсификации, однако это практически невозможно без полного искоренения коррупции в налогово-таможенной сферах, создания равных конкурентных возможностей на рынке, а также ликвидации олигополий». При этом, примечательным является то, что первыми такое признание сделали не политические субъекты, а международные финансовые организации в виде ВБ и Международного Валютного фонда. Тем самым они поставили нас перед фактом, развеяв все наши иллюзорные надежды. Кстати, Варудакис был не первым, кто сделал подобное заявление. Еще 18 октября управляющий директор ВБ Нгози Оконджо-Ивала заявила, что связывать надежды на экономический прогресс с открытием железной дороги из Турции в Армению нет смысла, поскольку «экономика Армении имеет олигопольную структуру, и народу Армении надо что-то делать».
А народ «что-то может сделать»?
Это совсем другой вопрос. Дело в том, что в самой Армении все давно поняли характер управленческой конструкции, главной спецификой которой являлся феномен разделения прав и ответственности между союзом олигархов вкупе с обслуживающими партиями, и остальным обществом. Соответственно, ни для кого не является секретом, что ключевым обстоятельством стал триумф принципа неравенства в жизни государства. При этом, с учетом фактора монополизации собственности и предпринимательства, а также ключевых информационных источников, подобная конструкция кажется незыблемой. Однако, об этом, по преимуществу, говорилось внутри страны, другое дело, что ничего не предпринималось. Поэтому, международное признание указанного обстоятельства в прошлом году само по себе было примечательным вдвойне. Ведь Армения крепко связана с финансовыми, политическими и правозащитными структурами. Стало быть, отношения с Арменией строились и строятся, не в последнюю очередь, исходя из данной оценки. И не случайно, что в период, когда все страны мира поразил финансовый кризис, тема «несправедливой» управленческой системы Армении должна была выйти в центр внимания многих инстанций.
Варудакис также заметил, что к 2011 году внешний долг Армении достигнет 50% ВВП…
Он говорил о приближающейся катастрофе. А так как грозящий дойти в 2011 году до 50% ВВП внешний долг Армении можно выплатить только посредством диверсификации экономики, соответственно надо искоренить олигополии. Для искоренения же олигополий, необходима политическая воля, поскольку многие политики невидимыми нитями связаны с главами этих олигополий. Если же нет воли, то надо готовиться к еще большим экономическим сложностям. Таков вот для властей Армении замкнутый круг.
А что власти этого не понимают?
Дело в том, что вся система, все обустройство политико-экономической системы Армении представляет собой цельный кусок. Поэтому, сказать, что действующие власти Армении были иного мнения о положении дел в Армении, было бы неверным. По крайней мере, премьер Тигран Саркисян еще в начале 2009-го публично признал олигархический характер политико-экономической системы страны. Однако, спустя почти год премьеру предложили «не заниматься ерундой», а включиться в рамки курса по нейтрализации претензий противников армянской олигархии в международных финансовых структурах. Однако знание реального положения дел еще не означает желания выправить ситуацию. Наоборот, как показало время, высшие власти Армении взяли курс на дезинформацию общества, будучи уверенными, что удастся сохранить в Армении выгодную им управленческую конструкцию. При этом надежда на успех такого подхода связывалась с взятым на вооружение «турецким курсом». Видимо, предполагалось, что возня вокруг спасительных армяно-турецких отношений может заглушить в стране любое желание перечить действующим властям. Почти полгода расчет властей оправдывал себя, в первую очередь, ввиду поощрения действий властей лидерами радикальной оппозиции. Однако, в итоге, к концу текущего года, турецкая тема потеряла свой заглушающий эффект.
И все же, что-то власть да придумает…
Она все еще надеется как-то переиграть эту ситуацию. В сложившихся условиях президент Серж Саргсян еще раз применил механизм централизации лагеря власти. 28 ноября он созвал съезд РПА, выдвинув вполне ожидаемый тезис о том, что в Армении необходимо сформировать стабильную внутрипартийную систему. Более того, было заявлено, что «те изменения, которые нам удастся зафиксировать внутри партии, с легкостью будут спроецированы на общество». Если учесть состав РПА, то станет понятно, что в стране взят курс на укрепление олигархической системы. Об этом же свидетельствует «перевод» в РПА ключевых фигур правительства во главе с премьер-министром. При этом, последнее обстоятельство очень красноречиво, поскольку в высшем эшелоне не оставлено никого, кто мог бы свалить вину за состояние экономики страны на крупных собственников.
К чему может привести нас подобная централизация власти?
Весь вопрос в том, что слишком уж критической является ситуация накануне 2010 года. Централизация всех властных ресурсов в рамках РПА и придание всем действующим кадрам единого статуса «члена РПА» является палкой о двух концах. В случае очередного обвала экономики даже в виде частичного обвала национальной валюты, ставка на стабильную внутрипартийную систему может и не оправдать себя, так как власть больше всего боится политических амбиций своих же членов. В данном случае, выведение темы вины олигополий за экономическое состояние Армении в центр внимания всполошило все звенья власти. В иных условиях никто не пошел бы на ужесточение дисциплины этого лагеря. Иного и быть не могло: если нет желания и возможностей спасти всю страну, то энергия направляется на собственное спасение.
Беседовал Давид Степанян