АрмИнфо.Интервью корреспондента АрмИнфо с руководителем Департамента промышленной политики Минэкономики РА Арменом Еганяном. Г-н Еганян, с чем, на Ваш взгляд, связано сокращение экспорта армянской продукции в РФ? Назовите основные причины по приоритетности – падение цен на нефть и снижение уровня потребления в РФ, западные санкции против РФ, резкая девальвация курса рубля. Почему армянская продукция на огромном российском рынке не в состоянии занимать новые ниши в контексте российской концепции импортозамещения, предполагающей в рамках ЕАЭС свободное перемещение товаров и услуг?
Не стану отрицать, на сегодняшний день у нас, действительно, имеются определенные проблемы, связанные с экспортом на российский рынок. И первый определяющий фактор - нестабильность российской валюты, формирующая атмосферу неопределенности перспектив экономического развития. Вот почему промышленные и экспортно-ориентированные предприятия занимают выжидательную позицию, во избежание убытков. Естественно, это влияет на объемы экспорта. В первые 2-3 месяца членства Армении в ЕАЭС мы фиксировали резкий спад экспортируемой продукции именно по причине обесценивания российской валюты.
Однако неверно считать, что армянская продукция не может найти новые ниши на российском рынке. Более того наша продукция всегда имела, имеет и будет иметь свое место на рынке РФ, и по моему мнению, в дальнейшем в рамках ЕАЭС возможности расширятся. Что же касается политики импортозамещения на фоне санкций Запада, то увидеть большие объемы экспортированной армянской продукции на российском рынке мы сможем только при агрессивной работе бизнес-сектора.
А созданы ли в нашей стране условия для такой “агрессивной работы” бизнес-сектора?
С этой целью правительство разработало специальную программу господдержки экспортно-ориентированных предприятий, реализуемую Фондом развития промышленности Армении. В рамках этой программы государством выделены средства на субсидирование и кредитование промпредприятий, а также на финансирование их участия в международных выставках и форумах, что, безусловно, стимулирует установление новых контактов и поиск новых путей для увеличения экспорта. Данная программа предусматривает и создание армянских торговых представительств и торговых домов в разных странах. Иначе говоря, условия созданы, но, безусловно, многое зависит от возможностей и устойчивости самих корпораций в сложившихся обстоятельствах. Тем не менее, на этом не стоит останавливаться, так как разовым участием в подобных мероприятиях не решить всех существующих проблем.
Имея поддержку в лице государства, что можно сказать о конкретных трендах экспорта промышленной продукции? На каких сегментах будет зафиксирован рост, а где может быть спад? И чем это будет обусловлено?
Предполагаю, что во всех отраслях промышленности мы зафиксируем восходящую динамику, но основной рост, опять-таки, придется на горнорудную отрасль. В случае если отрегулируется российский рынок и рубль вернется в рамки стабильности, то можно прогнозировать в IVквартале 2015 года рост объема экспорта армянских напитков. Ведь некоторые винные корпорации, при нынешней нестабильной ситуации, не снизили объемов производства, чтобы не потерять партнеров. Примечательно, что предприятия, хоть и несли убытки, но не снижали объемов экспортируемой продукции. Кроме того, ожидается рост экспорта в химической промышленности, в частности, фармацевтической продукции. Благодаря определенной договоренности с китайскими представителями можно предположить и рост производства листового стекла.
А на Ваш взгляд какой экспортной политики нам следует придерживаться, чтобы фиксировать динамичный рост показателей и обеспечить должный уровень экспорта промпродукии?
Наилучшим решением, на мой взгляд, является диверсификация экспорта, как по направлениям, так и по ассортименту. Неверной я считаю политику тех предприятий, которые 80-90% своей продукции экспортируют на один рынок. Экономика страны не должна зависеть от одного направления или же одного вида продукции. Я считаю, что экспортная политика Армении, безусловно, нуждается в урегулировании, и со временем нам удастся справиться с этой задачей.
Раз уж мы заговорили о конкретных отраслях промсекотора, то каковы перспективы развития горнорудной отрасли Армении в разрезе существенного снижения мировых цен на металлы из-за проседания экономики Китая?
Если говорить в целом, то горнорудная отрасль в разрезе шести месяцев показала рост на 34,8%, и это серьезный показатель. Существует критический предел снижения цен, когда деятельность предприятий не имеет смысла, но мы еще не дошли до этого уровня. Поэтому наши предприятия продолжают свою деятельность в сложившихся условиях, и как мы видим с плюсовым показателем. В этом году на рост показателей однозначно повлиял запуск Техутского горнорудного комплекса. В перспективепредусмотрено открытие и других комплексов горнорудной промышленности, поскольку в центре внимания правительства находится политика более глубокой переработки продукции сырьевых отраслей. Ведутся работы и по созданию медеплавильных заводов. В этом контексте сегодня мы ведем переговоры с Китаем. Как следствие, созданы все условия для инвестиций китайских партнеров, направленных на развитие медеплавильной отрасли. Однако результаты, естественно, увидим позже, поскольку создание медеплавильного завода – это масштабный проект.
А как обстоит ситуация с химической промышленностью Армении? После закрытия Наирита и Ванадзорского химпрома, можно ли ставить крест на отрасли? Если нет, то какой выход видит Минэкономики для ее возрождения?
Ванадзорский завод и Наирит, безусловно, являются гигантами химпрома Армении. Но, на мой взгляд, не следует ограничивать “химию” только лишь этими двумя заводами. Химпром имеет свои перспективные сегменты, например, та же фармацевтика. Государство выделяет эту ветвь химической промышленности как приоритетную, разработав стратегическую программу по ее развитию. Динамичный рост показателей, который мы фиксируем, а в среднем это порядка 20% (и по производству, и по экспорту), является результатом проведения государственной программы. Потенциал этой отрасли, подчеркну, довольно-таки высокий. Поэтому сегодня мы можем говорить о возрождении химической промышленности Армении. По данным Нацстатслужбы, в первом полугодии годовой рост химпрома составил 10,2 %, причем фармацевтический сегмент вышел на рост 35,4%.
Согласно Вашим прогнозам, в 2015г. должен был активизироваться импорт российских алмазов. Оправдались ли Ваши ожидания и каковы результаты на сегодняшний день?
В соответствии с подписанным межправительственным соглашением, Россия сняла 6,5%-ую пошлину на необработанные алмазы, экспортируемые в Армению. Следовательно, открылась возможность закупать сырье по более низким ценам. Если говорить о конкретных цифрах, то в разрезе шести месяцев из России было импортировано более 20.000 каратов. Согласен, в сравнении с показателями прошлых лет, мы видим спад. Но тут следует обозначить, что данная тенденция обусловлена лишь тем, что предприятия имеют определенные проблемы со сбытом. Созданные в рамках интеграции в ЕАЭС условия для данной отрасли вызывают большой интерес у ряда иностранных компаний. К примеру, недавно одна серьезная индийская корпорация, учитывая сегодняшние преимущества Армении, намеревается открыть здесь предприятие по переработке алмазов. Отмена пошлины является серьезной привилегией для развития отрасли и повышения ее производительности.
А в недавнем своем интервью экономист Ваагн Хачатрян отметил, что войдя в состав ЕАЭС особых изменений в экономике мы не ощутим, так как Армения всегда была членом СНГ и “экономические двери” для нее всегда были открыты. Интересно было бы знать Ваше мнение на этот счет.
C интеграцией Армении в ЕАЭС, перед нами открылись новые возможности. В первую очередь, это отсутствие нетарифного регулирования внутри стран, упрощенная процедура осуществления госзакупок, возможность создания коопераций. Что касательно комментария В.Хачатряна, то отмечу, что мы не ощутим особых изменений в экономике страны в случае, если не будет сделана должная работа в этом направлении как государством, так и предприятиями.
Учитывая вышеперечисленное, хотелось бы спросить, какой рост может показать промышленный сектор по итогам 2015 года и какие рычаги поддержки необходимы для повышения доли промышленности в ВВП страны?
Отмечу, что первое полугодие 2015 года мы закрыли с приростом в 5,1%, в частности благодаря программе господдержки. Минэкономики, держа непосредственную связь с хозсубъектами, исследует показатели по результатам деятельности. И по итогам текущего года прогнозируется рост промышленности почти на 6%. Касательно же увеличения его доли в ВВП страны, отмечу, что сегодня показатель близок к 17%. Содействовать росту этого уровня правительство намеревается через реализацию программы господдержки по всем направлениям промсектора. Но и хозсубъектам, в свою очередь, следует содействовать решению проблем внутри корпораций, так как их работа непосредственно влияет на динамику показателей.
Как Вы можете объяснить сегодняшнюю ситуацию с пассивным кредитованием банками реального сектора, который для них являлся приоритетным в докризисный период. Где и что нужно менять чтобы выправить ситуацию, может стоит перейти на технологию предоставления госгарантий и субсидирования %-ых ставок? Как вы полагаете?
В связи с общей мировой кризисной ситуацией были предприятия, которые не сумели выполнить свои обязательства перед банками, и, конечно же финструктуры стали более жестче оценивать свои риски. Поэтому в определенной мере мы наблюдаем снижение динамики кредитования хозсубъектов. Что же касается госгарантий и субсидирования процентных ставок, то эта политика предусмотрена правительством в рамках программы господдержки. Кроме того, для кредитования экспортно-ориентированных предприятий имеются универсальные кредитные компании и экспортное страховое агентство.
Активизация кредитования реального сектора возможна лишь в случае взятия банками на себя рисков в определенной мере, путем “ликвидации” черных списков и расчистки классифицированных кредитов. Например, если по объективным причинам предприятия не сумели выполнить определенные обязательства перед банком, то последним все же стоит попробовать рефинансировать хозсубъектов, способствуя их реорганизации, тем самым обеспечив нормальную деятельность.
Спасибо за интервью