АрмИнфо.В Армении в текущем году планируется вдвое нарастить объемы лизинговых операций. Парламент страны на заседании 6 мая в первом чтении одобрил пакет проектов законов, направленных на урегулирование вопросов, связанных с лизингом. Среди них, Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, закон "О кредитных организациях" и другие.
Пожалуй, одним из лучших специалистов в области лизинговых услуг в Армении является Арсен Базикян, человек, посвятивший этому делу 17 лет работы. Он участвовал в создании и долгие годы руководил компанией ACBA Leasing, а в конце прошлого года стал соучредителем PartnersInvestLLC, которая в свою очередь создала новую лизинговую компанию «Армения Лизинг». Компания уникальна для армянского рынка уже тем, что не связана ни с какой финансовой структурой, то есть не является ее составной частью и, в отличие от других лизинговых структур, совершенно свободна от каких бы то ни было обязательств, вполне самостоятельна в своем выборе стратегического развития и тактических шагов к успеху.
А успех новой компании уже налицо. Несмотря на то, что в первые же месяцы работы «Армлизинг», как и весь отечественный бизнес, столкнулся с коронакризисным форсмажором, только за первый квартал текущего года компания нарастила свои активы на 23.6%, до 444.7 млн драмов или $881.6 тыс. Кредитные вложения составили 272 млн драмов или $539.1 тыс, взлетев за квартал в 2,5 раза. Арсен Базикян любезно согласился побеседовать с экономическим обозревателем АрмИнфо о компании, о рынке, о его нераскрытом потенциале и о планах на будущее.
Вы занимаетесь лизингом вот уже 17 лет. Тогда о лизинге мало кто знал и, наверное, услугами его пользовались лишь продвинутые единицы. В каком состоянии находится рынок сегодня и как ваша компания намерена в него вписаться?
Когда я начинал, рынка как такового не было, может только на слуху. Да и сегодня, знаете, спустя столько лет,я считаю, что рынок лизинговых услуг еще не состоялся в полной мере. Ведь потенциал его обширен и еще не раскрыт в полной мере для экономики нашей страны. Я в первую очередь говорю о необходимости продвижения на рынке альтернативных финансовых продуктов, одним из которых и является лизинг. Если бы на нашем рынке было бы несколько сильных так сказать игроков в лизинг, то эффект для экономики, поверьте, был бы очень впечатляющий.
К сожалению, в течение долгих лет основной крупной лизинговой компанией была «АКБА Лизинг», которая упорно шла в направлении развития рынка. Мы делали тогда все возможное для его формирования, знакомили предпринимательское сообщество, людей с преимуществом этой услуги, лоббировали в ЦБ, правительстве в Национальном собрании законодательные инициативы и нормативные акты, направленные на развитие этого сегмента рынка. Кое что удалось сделать, кое что доделываем лишь сегодня, спустя годы потерянного времени.
Я полностью с вами согласен, так как был свидетелем того, как в прошлые правительства, мягко говоря, недооценивали и даже игнорировали необходимость развития лизинговых услуг, хотя достаточно часто говорили о необходимости модернизации основных фондов в экономике. При этом часто ссылались на возможное выпадение доходов казны. То есть, относились к вопросам развития экономики, проявляя к ней бухгалтерский подход. И все же за последние годы удалось что-то сделать.
Безусловно, и в первую очередь благодаря позиции Центрального банка, который разделял и поддерживал наши инициативы, наше стремление развивать этот сегмент, ставя его на тот же уровень, что и банковское кредитование. Регулятору было важно обеспечить полную транспарентность, прозрачность кредитных сделок, которые обеспечивает лизинг. Если мы до этого говорили, что лизинг способен дополнить банковское кредитование в качестве специфического финансового продукта, то сегодня мы уверены, что он в состоянии полностью заменить его в сегменте приобретения основных средств с учетом всех его преимуществ. Я имею в виду серьезное уменьшение долговой нагрузки клиента, отсутствии неподъемного для многих заемщиков залогового обеспечения, обеспечения прозрачного отражения сделки в финансовой отчетности. В результате и в отличие от прямого банковского кредитования, лизинговая сделка как целевой продукт легче поддается мониторингу, а значит и оценке связанных с ней рисков.
Объясните нашим читателям, что вы имеете в виду?
Предположим, клиент намерен приобрести немецкое оборудование для организации бизнеса и подает в банк заявку на кредит в 100 тыс долларов. Банк забирает залог и выдает сумму, но клиент, беря деньги, приобретает похожую производственную линию китайского производства за 40 тыс. На оставшиеся 60 тыс он улучшает личную жизнь, делая ее комфортнее – приобретает новый автомобиль, покупает жене шубу и т.д. Между прочим – очень распространенная в нашей деловой среде практика. Банк при мониторинге делает «круглые глаза», но ничего уже поделать не может. Китайское дешевое оборудование часто подводит, погашение кредита приходится лонгировать и картина, как говорится, становится «не в масле». При лизинговой сделке такого быть не может, все четко и прозрачно. Клиент на руки денег не получает, а ты приобретаешь и поставляешь ему заказанное оборудование. Просто и бесхитростно, полная прозрачность. При этом клиент, ставящий бизнес или модернизирующий его получает значительные привилегии в качестве расчета НДС, прибыли и амортизационных затрат.
В «АКБА Лизинг» вам принадлежала львиная доля объема лизинговых услуг, порядка 25 млрд драмов. Это много или мало для нашего рынка?
Это по моим оценкам 10% от потенциала рынка. То есть я считаю, что в Армении на сегодняшний день существует потенциальный лизинговый портфель на 200-250 млрд. драмов. Я склонен обосновать свою эту оценку исходя из объемов банковского финансирования с целью приобретения экономическими агентами основных средств. Почему я об этом всем говорю? Для того, чтобы постараться преподнести потенциальным клиентам актуальность нашего бизнеса.
Почему же он до сих пор был недооценен? Как вы полагаете?
Дело не в недооцененности, а скорее всего в том, что в стране были созданы недостаточные условия для развития классического лизинга.
Поэтому и не было независимых лизинговых компаний?
Да. Лизинговые структуры создавались при банках как дополнительная опция. Это не совсем эффективное решение с профессиональной точки зрения, потому что классический лизинг очень отличается от классических банковских услуг. Это трудоемкая многоплановая и больше финансовая деятельность с коммерческим уклоном, требующая узкой специализации и особой квалификации. Банки не в состоянии были идти на такие высокие издержки ради развития лизинга. Поэтому только АКБА Банк, некогда высоко оценив преимущества этого бизнеса, пошел на создание отдельной структуры, но и она, как я уже говорил, при всей своей прогрессивности, шла в ногу с общей стратегией развития группы и не всегда могла себе позволить свободу выбора, что архиважно для бизнеса.
Поэтому, чем больше будет в стране независимых лизинговых компаний, тем выше будет потенциал лизинга и шире линейка лизинговых продуктов. Потому что лизинговые компании обязаны сотрудничать со многими финансовыми организациями и фондами, должны иметь возможность принимать независимые решения, которые выгодны клиентам и придают динамизм бизнесу. Существуют, к примеру, фонды, которые финансируют приобретение определенных марок автомобилей, а другие, принципиально этим не занимаясь, финансируют приобретение техники для горнорудной отрасли и т.д. Являясь структурой банка, упаковывать все это в один бизнес очень трудоемко, поэтому ни в одном из наших банков лизинг в качестве структуры не заработал и заработать не в состоянии. Слишком много специфики, узкопрофильности и как следствие – высоки издержки.
Но вы все же не можете обойтись без поддержки банков? У вас уже есть несколько подписанных говоров о сотрудничестве.
Да, мы намерены очень тесно сотрудничать с нашими комбанками. Уже подписаны договора с Армсвисбанком, ID Банком, и другими финансовыми институтами. Мы предлагаем банкам и кредитным организациям аутсорсинговые услуги. Зачем им держать и оплачивать штат специалистов, когда все что необходимо для осуществления лизинга можем делать мы. Таким образом, банк сохранит своего клиента и при этом предоставит ему сервис на высоком квалифицированном уровне. Кроме предоставления специализированных услуг банкам, мы можем использовать и фонды банка для собственной деятельности. Кроме того, вместе с банками на принципах со-финансирования клиент может получать в одном пакете, как лизинговую услугу, так и чисто банковское финансирование. К примеру, для создания бизнеса приобрести у нас оборудование, а у банка финансирование оборотных средств и т.д.
Я вижу, у Вас сложилось четкое представление о том, что компания должна делать сегодня. А каков ваш горизонт планирования?
Он бесконечен как в философии. Вы знаете, я два года лелеял идею создания независимой лизинговой компании, обдумывал и анализировал все шаги и даже, пользуясь вашей терминологией, заглядывал за горизонт. Структура владельцев компании не случайно поделена на две равные половины между мной и моим партнером. Я выступаю как финансист, а мой партнер как чистый бизнесмен. Великолепная синергия двух взаимодополняемых взглядов на бизнес. Все дело в том, что чистый лизинг, классический лизинг, это все же в большей степени коммерция, чем финансы.
Какие новые услуги для нашего рынка компания «Армения Лизинг» намерена предложить потенциальным клиентам?
Кроме тех сегментов, которые я затронул, будут и новые направления, один из которых лизинг транспортных средств без права передачи собственности или так называемый операционный лизинг.
Очень актуальное направление. В США, к примеру не хвастаются приобретением крутого автомобиля, а берут его именно в операционный лизинг на год, на два и одним звонком в компанию и подписью на бланке меняют со временем этот автомобиль на более свежий. А подержанный, после определенного ремонта и приведение в надлежащее состояние, переходит новым владельцам уже за более низкую арендную плату или грамотнее сказать лизинговые платежи. Вы думаете, у нас будет спрос на такую услугу?
Думаю да, тем более, что сегодня в Национальном собрании принимается ряд законопроектов, которые существенно облегчат нам предоставление таких услуг. Это отлично, что правительство и законодатели взялись за то, что бы в стране наконец-то заработали механизмы классических лизинговых услуг. Они очень поддержат наш бизнес, а мы уже в свою очередь поддержим экономику, столь необходимый процесс ее модернизации.
У нас есть уже подписанные договора, которые по своей сути уникальны и специфичны, которые дают на очень хороших льготных условиях получать лизинг. Это и автомобильная и строительная техника, это медтехника. По фондам у нас уже наметился довольно диверсифицированный портфель. Хотим заняться серьезно и эколизингом – предоставлять оборудование по энергосбережению, системы солнечной энергетики, оборудование по переработке отходов.
У нас в планах еще ряд проектов и специфичных лизинговых продуктов, но о них я предпочту пока не рассказывать. Коммерческая тайна – важная составляющая нового бизнеса.
Понятно. Но и масштаб работы важен. Намерены ли вы открывать филиалы, особенно в регионах, где потенциально высокий уровень спроса на лизинг сельхозоборудования, машин, различных оросительных систем, энергетических систем.
Мы будем оказывать мобильные услуги, которые в Армении еще никто не предоставляет. Первый автомобиль уже куплен, оборудован. Специалисты выезжают в регионы, изучают спрос, предлагают услуги, предоставляют консультации, на месте оформляют заявки, осуществляют мониторинг. Мы намерены использовать для продвижения наших услуг банковские филиалы, через них выходить на потенциальную клиентуру. Уверен, что банки, при взаимовыгодной совместной работе, не будут рассматривать нас как конкурентов, а напротив - как эффективных партнеров, приносящих дополнительную ценность их бизнесу.
А как обстоят дела с кадрами? Приходится готовить самим, наверное? Вы сегодня проходите путь, которым лет 10 назад прошли армянские страховщики.
Тут вы совершенно правы. Да самим приходится прилагать большие усилия для подготовки кадров. Я лично веду спецкурсы и мастер-классы в Экономическом и Аграрном университетах Армении. Некоторые из слушателей выбрали лизинг в качестве специализации и уже работают у нас. Постоянно проводим курсы подготовки прямо у нас в компании. Думаю, с развитием бизнеса ВУЗы подтянутся.
Почему Вы выбрали для компании такое незамысловатое, даже простецкое название как «Армения Лизинг»? То есть вам важна ассоциированность со страной?
И ассоциированность, так как нам, безусловно, надо будет широко работать с иностранными партнерами, поставщиками, фондами, так и простота, чтобы была лучшая узнаваемость в самой стране и чтобы люди, фермеры, предприниматели не гадали, чем мы тут занимаемся. Все четко и просто. Это важно, когда ты работаешь на маленьком и ограниченном в плане игроков рынке. К тому же есть планы далекие.
Наверное, еще рано говорить, но в рамках ЕАЭС придается развитию лизинга повышенное внимание. Когда на ваш взгляд ваша компания сумеет активно начать действовать в этой международной евразийской схеме?
Нет, вы знаете, не рано. Я лично являюсь армянским бизнес-представителем подгруппы лизинга в Евразийской экономической комиссии. Там мы очень серьезно взялись за развитие так называемого трансграничного лизинга в рамках ЕАЭС. Готовим для этого нормативную базу. Очень важный момент для продвижения экономической интеграции. Он предполагает возможность прямой работы через филиалы с любой страной – членом ЕАЭС. Тем самым, мы будем формировать единый рынок лизинга, свободно перемещая так называемые предметы лизинга. Можем пользоваться и фондами стран - партнеров без ограничения и получать фондирование от институциональных финансовых организаций. Все это сегодня уже формируется.
Коронакризис выдерживаете? Показатели растут. Расскажите, как форсмажор придает вам силы?
Конечно, ситуация не могла не повлиять на бизнес, поскольку работаем с реальным сектором. Просто, во-первых, кризис используем как время для подготовки платформ для сотрудничества с новыми партнёрами, с другой стороны - как и во все времена, кризис есть ничто иное, как возможность для дальнейшего роста и реструктуризации бизнеса. Так что, используя этот период, усиливаем инвестиции в агросектор и фермерские хозяйства.