АрмИнфо. Прежде чем обратится к прямому предмету обсуждения, хотелось заострить внимание читателей к самому животрепещущему вопросу - статуса Арцаха, он никак не урегулирован в трёхстороннем Заявлении лидеров РФ, Армении и Азербайджана от 10 ноября 2020 г., но по сути Арцах косвенно имеет временный статус, а именно, Арцах в нынешних её границах - это зона ответственности российских миротворческих сил и этим все сказано (и это отдельная тема обсуждения).
Предлагаем читателю обратиться к ключевому предмету трёхсторонних переговоров в Москве 11–го января 2021 г. между лидерами России, Азербайджана и Армении и принятым там же Заявлением, это был и есть вопрос разблокирования транспортных коммуникаций в нашем регионе.
В связи с этим констатируем основной вопрос – проблема заключается в суверенитете и интересах Республики Армения на предмет указанных трёхсторонних переговоров в Москве от 11-го января 2021 г.. Изначально укажем, что ниже приведённые постановки и предложенные решения никак не противоречат трехсторонним переговорам и совместным Заявлениям сторон от 10-го ноября 2020 г. и 11-го января 2021 г., принятыми в Москве.
Вопрос Заявлений касающийся открытия коммуникационных путей сообщения в Армении и Нахичевани следует рассмотреть намного шире. Это - по сути разблокировка транспортных коммуникаций в регионе и в мире межу Западом и Востоком континента Евразия, и она по сути должна быть решена. Однако, в Заявлении от 11-го января 2021 г., (состоит из 4-х пунктов) по формату фактически рассматривается решение исключительно технических задач, в нём нет обращения к таким важным компонентам её реализации как: а) инвестиционная составляющая, б) сам формат транспортного коридора, который не является чисто техническим вопросом, в) а предписаны сжатые сроки исполнения, которые, мягко говоря, обрекают процесс к не выполнимости. Предписанные в Заявлениях в Москве от 10 ноября 2020 г. и 11-го января 2021 г. регулирования не коснулись рассмотрения указанных глобальных вопросов и прежде всего в рамках суверенитета и интересов Республики Армения.
Прокомментируем вышеуказанное резюме по порядку. Заметим, трехсторонне Заявление в Москве от 11-го января 2021 г. не касается регулирования военных действий или гуманитарных проблем. Первый пункт заявления от 11-го января 2021 г. в Москве гласит, что в целях разблокировки всех экономических транспортных связей в регионе создается трехсторонняя рабочая группы под совместным председательством вице-премьеров Азербайджана и Армении и заместителя председателя правительства России. По второму пункту ставится срок первого заседания рабочей группы (до 30 января 2021 г. ) и задачи этого заседания: формирование перечня основных направлений работы, вытекающих из реализации пункта 9 от совместного Заявления от 9 ноября 2020 г., установление в качестве приоритета железнодорожное и автомобильного сообщение, а также иных направлений по согласованию между Азербайджаном, Арменией и Россией. Третьим пунктом в целях реализации основных направлений деятельности сопредседателя Рабочей группы утверждается состав экспертных подгрупп по этим направлениям. Экспертные подгруппы в месячный срок после заседания Рабочей группы представят перечень проектов с обоснованием необходимых ресурсов и мероприятий для их реализации и утверждения на высшем уровне Сторонами. Четвертым пунктом устанавливается, что рабочая группа до 1 марта 2021 г. представит для утверждения на высшем уровне Сторонами перечень и график реализации мероприятий, предполагающих восстановление и сооружение новых объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для организации, выполнения и обеспечения безопасности международных перевозок, осуществляемых через Азербайджана в Армению и наоборот, при которых требуется пересечение территорий Азербайджана и Армении.
Следует признать, что эти транспортные коммуникации важны не только для переговаривающих сторон, но по сути для всех стран региона и мира, по тому как на территории Армении и Нахичевани по большому счёту уже 30 лет перекрыты коммуникации проходящие между Западом и Востоком. В век глобализации, снятия и минимизации всяких торгово-экономических барьеров это по сути была большой проблемой для региона и мира. Объяснение такой ситуации было одно - эти коммуникации были перекрыты, ввиду фактического замороженного военного конфликта, поскольку худо бедно действовало «Соглашение о прекращении огня с 12 мая 1994 г.» - трёхстороннее соглашение о прекращении огня, заключённое между Арменией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой с одной стороны и Азербайджаном с другой в ходе Карабахской войны (1992-1994) через несколько дней после подписания Бишкекского протокола.
В 2020 г. война закончена и согласно трехстороннему Заявлению от 10-го ноября 2020 г. установлено полное прекращении огня и всех военных действий, и соответственно, зафиксирован пункт о разблокировании всех экономических и транспортных связей в регионе. И тем более согласно этому Заявлению Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой, а контроль за транспортным сообщением осуществляют органы пограничной службы ФСБ России (9-ый пункт Заявления от 10-го ноября 2020 г.).
Касательно сроков можно констатировать, что установлены фантастические и не вообразимо сжатые сроки для решения такого Проекта регионального и мирового масштаба. Честно говоря, впечатление такое, будто речь идет о временной дороге какого-то местного значения.
Сейчас самое уместное образное выражение для Армении «Vae victis» (горе побеждённым). И следовательно, В этой связи следует очень внимательно рассмотреть новую ситуацию и риски для Армении и оценить их с разных ракурсов.
Выводы: не надо повторять маргинальную старую позицию - «ни дюйма земли врагу», ссылаясь на то, что открытие транспортных коммуникаций - это возможность для создания и воссоединения «Великого Турана». Надо посмотреть на карту мира и прямо увидеть что, на территории Армении и Нахичевана перекрыты транспортные коммуникации «Запад - Восток». От этого страдает торговля, повышаются цены перевозимых грузов и энергоносителей, в целом падает экономическая активность в регионе, включая все страны и многих экономических агентов.
Сейчас можно еще раз оценить, что такое перекрытие транспортных коммуникаций по факту не повысило военную и тем более экономическую безопасность Армении. Фактически важные транспортные коммуникации глобального значения - газопровод «Баку — Тбилиси — Эрзурум», нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» и железная дорога «Баку-Тбилиси-Карс» были заложены и прошли через Грузию, и Армения была лишена возможности как-то участвовать в этих проектах.
После заявление трех сторон в Москве от 11-го января 2021 г. почти все армянские экспертные оценки (в прессе и социальных сетях, политические заявления ангажированы и мы их не рассматриваем) заявляют, что разблокированные дороги нужны лишь Азербайджану, Армении они вовсе не нужны, поскольку у нас нет масштабного грузопотока от которого мы выиграем, значит это все во вред Армении. Если мыслить такими обоснованиями и не смотреть шире, то это по-видимому так. Но во-первых, это уже заложено в трехсторонних Заявлениях от 10-ноября 2020 г. и 11-го января 2021 г. в Москве и помимо того такой пункт о разблокировании транспортных коммуникаций был во всех проектах соглашений Минской группы ОБСЕ по разрешению предмета конфликта (мадридские принципы, «Ки-уэстский договор», Казанский договор и так называемый «план Лаврова»).
В этой связи, следует указать Азербайджану и Турции решение по разблокированию транспортных коммуникаций не так уж «приспичило», у них есть железная дорога «Баку-Тбилиси-Карс», Нахичевань связан напрямую с Турцией, и с Азербайджаном через Иран. Вопрос сводится к экономической выгоде, коммуникации через Армению удешевят перевозку грузов и энергоносителей для Азербайджана и для других стран пользующихся этими коммуникациями. По большому счету, ускоренное продвижение вопроса разблокировки транспортных коммуникаций в регионе исходит из геополитических интересов России, которая еще раз намерена показать всему мировому сообществу и другим членам Минской группы ОБСЕ, что глобальные вопросы в регионе решаются в Москве.
Отметим, что предвоенная ситуация и война 2020 г. в Нагорном Карабахе показала, что блокировка дорог не помешала Турции и Азербайджану решить свои военные и экономические задачи, включая военные перевозки, Армения в целом больше пострадала от отсутствия коммуникационных путей.
В нынешней ситуации вопрос по большому счету сводится к тому, что Армения в глобальном мире готова открыть коммуникации, тем более оговоренные трехсторонними Заявлениями, где стоит официальная подпись армянской стороны. По большому счету это открытие коммуникационных путей «Запад - Восток» на континенте Евразия и здесь Армении следует глубоко поразмышлять над многими вопросами:
1) Как и на каких условиях открыть коммуникации ?
2) У кого будут права на обеспечение безопасности этих коммуникаций, оговоренное в Заявлении от 10–го января 2020 г ?
3) Каков будет инвестиционный расклад реализации Проекта по разблокированию строительству и эксплуатации транспортных коммуникаций проходящих через Армению, а также Нахичевань?
4) Какое влияние окажет этот Проект на внутреннюю ситуацию в Армении, включая:
а) экономическую активность Армении и в непосредственной зоне Проекта по разблокированию строительству и эксплуатации транспортных коммуникаций,
б) интересы экономических агентов резидентов РА, особенно в данной зоне,
в) вопросы собственности, включая собственность на земли и территории и активы хозяйствующих субъектов, прилегающие к транспортным коммуникациям (права отчуждения и приобретения собственности включая земли всех категорий).
г) вопросы инвестиционных решений для хозяйствующих субъектов, прилегающих к транспортным коммуникациям или в данной зоне (имея опыт процессов и фактического состояния Аджарии в Грузии).
Возможные решения. Сразу отметим, что в трехстороннем Заявлении от 10-го ноября 2020 г. в Москве указано, что Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы пограничной службы ФСБ России. Таким образом, будем исходить из гарантии безопасности транспортного сообщения возложенную на Республику Армению и контроль за транспортным сообщением возложенную на Российскую Федерацию.
Исходя из имеющегося расклада трехстороннего Заявления и основываясь на своей суверенности Армения, во-первых, даёт разрешение на открытие коридора через свою территорию транспортных коммуникаций «Запад-Восток», что естественно означает открытие коммуникаций между «Турцией – Нахичеванью –Азербайджаном»,
Второе, Армения должна поставить вопрос формата транспортного коридора, который не чисто технический вопрос. Армения должна объявить, что транспортный коридор будет построен в мульти модальном формате, а это означает включение в неё железнодорожного, автомобильного магистралей для перевозки грузов и людей, линии газо- и нефте- трубопроводов, линии электропередач и т. п. То есть Армения в одностороннем объявляет о более широких возможностях открытия транспортных коммуникаций, исходя из своих интересов, которые совпадают с интересами стран региона.
Магистрали транспортных коммуникаций «Запад-Восток» могут проведены под землей по туннелям или над землёй, или по земле. Все это вопросы технического характера.
Вопрос открытия коммуникационных сообщений включает в себя инвестиционную компоненту, который не был рассмотрен в трехсторонних Заявлениях от 10-го ноября 2020 г. и 11-го января 2021 г. в Москве. Инвестиционный план реализации Проекта по разблокированию строительству и эксплуатации транспортных коммуникаций проходящих через Армению, согласованно реализуют Армения и РФ. Одновременно для реализации этой цели Армения и Россия привлекают Китайскую Народную Республику, исходя из того, что эта страна будет однозначно заинтересована в этом инвестиционном проекте, как инициатор проекта «Один пояс - один путь». Кроме того привлечение этой великой державы и партнера России по ШОС и ЕАЭС (Китай страна наблюдатель в ЕАС) даст дополнительные гарантии безопасности в самом регионе и эксплуатации самих коммуникаций. Кстати, в это вопросе интересы Армении и России по большому счету не противоречат. Таким образом, разблокирование коммуникационных путей оговоренное в Заявлениях от 10-го ноября 2020 г. и 11-го января 2021 г. в Москве требует реализации инвестиционной составляющей в виде консорциума инвесторов из указанных выше стран.
Надёжность гарантии безопасности транспортных коммуникаций будет заложена в матрице предлагаемой конструкции – геополитические интересы и инвестиционные интересы и военно-политические интересы, завязанные в одном узле с учетом конфликта интересов стран.
Можно рассмотреть вариант привлечения в инвестиционный план Ирана и инвесторов из арабских стран, но это уже отдельная тема. Между тем, следует особо указать, что члены консорциумов газопровода «Баку — Тбилиси — Эрзурум», нефтепровода «Баку — Тбилиси — Джейхан» и железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс» к данному Проекту не должны привлекаться, исходя из конфликта интересов.
Указанное противостояние интересов стран и отдельно членов консорциумов газопровода «Баку — Тбилиси — Эрзурум», нефтепровода «Баку — Тбилиси — Джейхан» и железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс» с консорциумом инвесторов Проекта транспортных коммуникаций проходящих через Армению возможно решить на договорной основе по определенным принципам и механизмам и конкретным решениям.
Обеспечение безопасности транспортных коммуникаций проходящих через свою территорию Армения по своему суверенному праву будет делегировать странам участвующим в инвестиционном консорциуме Проекта по разблокированию, строительству и эксплуатации коммуникационных путей проходящих по территории Армении. В предложенном случае Армения обеспечение безопасности транспортных коммуникаций проходящих через свою территорию по своему суверенному праву частично делегирует Российской Федерации и Китайской Народной Республике (напомним в Заявлении от 10 ноября 2020 г обеспечение безопасности транспортных коммуникаций возложено на Армению).
Права и функции обеспечения безопасности транспортных коммуникаций изначально не могут быть делегированы и возложены на Турцию и Азербайджан, исходя из конфликта интересов.
Турция и Азербайджан и другие заинтересованные страны будут являться выгодоприобретателем транспортных коммуникаций проходящих через Армению на рыночных условиях, согласно долговременным договорам.
Матрица предлагаемых решений по безопасности и инвестиционному раскладу даст солидные гарантии безопасности и сохранения мира: а) для противоборствующих стран – Армении, Арцаха (НКР) и Азербайджана, б) для стран региона, в) для безопасной эксплуатации самих транспортных коммуникаций.
Исходя из активности Турции в вопросе регулирования Нагорно-Карабахского конфликта, другой важный вопрос заключается в том, что в контексте этих решений Армения по своему статусу не имеющей выхода к морю (Landlocked country) и имеющая такое право выхода исторически, и тем более по правовым решениям (имеется ввиду решение арбитражного суда Вудро Вильсона) может выдвинуть поставить на стол переговоров требования к Турции. В частности, к примеру, взамен определенных решений, потребовать предоставления в собственность Армении части зоны морского порта в Трабзоне (Турция) и соответствующих транспортных коммуникаций. Подчеркнем, такая постановка исходит из активности Турции вовлечения в разрешении Нагорно-Карабахского конфликта и других спорных вопросов касающихся Армении. Следовательно, армянская сторона вправе при такой активности Турции подготовить встречные постановки, но это отдельная тема обсуждения.
Выше приведены лишь основные важные вопросы по разблокированию транспортных коммуникаций в Армении и в регионе связанные с суверенитетом и насущными интересами Армении (при заинтересованности со стороны правительства и, в частности, МИД РА и др. сторон можем представить развёрнутый доклад с соответствующими предложения).
Возникает простой вопрос: почему Республика Армения не поставила эти глобальные вопросы на обсуждение перед и в ходе обсуждений в Москве 11-го января 2020 г.. Ответ очень простой, премьер министр и правительство РА не обладают требуемыми познаниями и опытом для решения таких масштабных проблем и переговоров, касающихся суверенитета и прямых интересов Республика Армения. Кстати, для РФ в данном вопросе проблемы суверенитета просто нет, для Азербайджана такая проблема возникает в какой-то мере, но ей можно по сути и пренебречь исходя из баланса ожидаемых выгод.
Ара Карян
Председатель ОО «Центра независимых деловых и
финансово-экономических исследований «Логика»»,
к. э. н., доцент ЕГУ и РАУ