АрмИнфо. Надо констатировать - в 2022 году мы имели рост объемов экономики, но у нас не было развития. Подобное мнение выразил экс-глава Центрального банка Армении Баграт Асатрян.
Он подчеркнул, что экономика Армении не в лучшем состоянии, хотя по итогам предыдущего года и удалось зарегистрировать высокий показатель (12,6%).
В структурном контексте Асатрян заметил, что один из самых быстро развивающихся секторов экономики был ИТ, который продемонстировал рост объемов на 70%, а занятость в этой сфере увеличилась на 40%.
Однако, экс-глава ЦБ заметил, что говоря о 40%, надо понимать, что речь идет всего о 10 тыс. рабочих мест. И в целом, как заметил Асатрян, доля занятости в ИТ-секторе в общей структуре занятости РА занимает небольшую нишу. <Если мы говорим, что ИТ - наш путь развития, то мы еще не находимся на этом пути>, - отметил он.
Говоря о зарегистрированных показателях в 2022 году, Асатрян подчеркнул, что необходимо понимать, что прошлогодний сценарий был незапрограммированным, и был в некотором роде <фантастикой>, которая не более вряд ли повторится. В этой связи экс-глава Центробанка, подчеркнул, что в плане роста экономики должны быть гарантии.
<Все правительства Армении пытались доказать, что у них были лучшие программы развития экономики, но после 30 лет мы видим, что экономика страны находится не в лучшем состоянии>, - подчеркнул он.
Отметим, что по данным Статкомитета РА, ВВП Армении вырос за 2022 год на 12,6%, намного превысив не только 5,7% в 2021г, но и доковидные 7,6% в 2019г, достигнув 8.497 трлн драмов ($19.5 млрд).
Драйверами роста ВВП в 2022 году выступили в большей степени сфера услуг - 28,2%, торговый сектор - 17%, энергокомплекс - 16,1% и сфера строительства - 12,5%, и в чуть меньшей степени промсектор - 7,9%. При этом и агросектору удалось выйти из спада на 0,4%-ый рост.
На такой высокий рост экономика Армении вышла под воздействием факторов, возникших из-за войны России в Украине. Это, в первую чередь, приезд в Армению большого количества релокантов со своими капиталами, рост экспорта сельхозпродукции в Россию в связи с освободившимися нишами, а также участие армянского бизнеса в схемах по обеспечению России так называемым параллельным импортом.