АрмИнфо.В 2023 году в Армении наблюдается существенный рост внутреннего спроса. Об этом 15 ноября с трибуны Национального Собрания РА заявил председатель Центрального Банка РА Мартын Галстян.
По его словам, данный факт крайне важен с точки зрения управления инфляционными давлениями. Дальнейшее развитие внутреннего спроса во многом будет зависеть от развития геополитической ситуации. В целях противодействия этим тенденциям как в комбанках, так и в Центральном Банке предпринимаются попытки создания <подушек безопасности>, средства которых используются при неблагоприятных событиях. С 2020 года Армения, по словам главного банкира, прошла через многочисленные кризисы, которые удалось с честью преодолеть. В последующие годы продолжится процесс создания <подушек безопасности>.
Что касается возможных рисков, связанных с резкими колебаниями национальной валюты, то, как заметил Галстян, ЦБ больше акцентирует внимание на сдерживание инфляции, а не на снижение или повышение валютного курса. По результатам текущего года ЦБ прогнозирует инфляцию ниже целевого уровня в 4% (+-1,5%). В следующем году уровень инфляции окажется на уровне ближе к целевому. Развития могут быть связаны с движением внешних счетов, что может привести как к девальвации, так и к ревальвации национальной валюты. В этой ситуации создание фискальных и монетарных <подушек безопасности> преследует цель поиска таких решений, которые не отразятся на макроэкономической стабильности. Галстян заметил, что главной целью ЦБ в 2024 году станет обеспечение низкой инфляционной среды, что создаст предпосылки для привлечения в страну инвестиций.
Глава ЦБ также напомнил, что ЦБ Армении стал единственным банком в мире, который проактивно повысил в 2020 году ставку рефинансирования. В тот период времени практически все центральные банки мира в борьбе с коронавирусной инфекцией в целях снижения масштабов влияния на экономики своих стран пошли по иному пути, и в итоге ошиблись в своих оценках. <Мы считали, что созданный в период COVID-19> искусственный спрос мог привести к дополнительным инфляционным давлениям, и, как следствие, ЦБ стал одним из первых банков мира, который решил проблему инфляции, которой сегодня в Армении нет. <На фоне действий центральных банков мира, постоянно повышавших впоследствии ключевые ставки или поддерживающие их на высоком уровне, ЦБ Армении стал одним из первых банков, который начал процесс снижения ставок, в результате чего с июня текущего года они снизились на 1,25%-х пунктов. Все это стало результатом нашей проактивной политики>, - сказал глава ЦБ.
Он добавил, что международные резервы страны за последние 2 года значительно выросли, превысив $4 млрд, но это не означает, что эти средства надо направлять на сдерживание имеющихся рисков, которыми необходимо управлять правильной денежно- кредитной политикой. <Эти средства создают комфортные условия для реагирования в очень сложных ситуациях>, - подчеркнул главный банкир, добавив, что в прошлом году с рынка было закуплено большое количество валюты, но не для пополнения резервов, а для сдерживания колоссального предложения на фоне отсутствия соответствующего спроса.
Отметим, что в августе ЦБ РА повысил норматив контрциклического буфера капитала комбанков (КБК - надбавка к нормативу достаточности капитала), с 1% до 1,5%. Среднерыночный показатель норматива достаточности капитала банков (N1/1 min 6,2%) по итогам 9 месяцев текущего года повысился год к году с 27% до 29%, а норматив достаточности общего капитала (N1/2 min 11%) - с 28% до 32%.
Параллельно наблюдалось снижение среднерыночного показателя нормативов ликвидности - текущей, краткосрочной и долгосрочной, и лишь уровень общей ликвидности (N2/1 min 15%) незаметно вырос - с 38% до 38,3%. Так, в среднем по рынку норматив текущей ликвидности (N2/2 min 60%) снизился за год с 139,2% до 138,6%, норматив краткосрочной ликвидности (LCR min 100%, N2/3) - с 350,3% до 283,5%, норматив долгосрочной ликвидности (NSFR min 100%, N2/4) - с 162,6% до 148,2%. Причем, норматив текущей ликвидности в среднем по рынку пошел вниз из-за слабой динамики высоколиквидных активов при значительном росте обязательств до востребования.
Что же касается введенных позднее (в середине 2022г) двух нормативов (N5/1 max 10% и N5/2 max 5%), призванных сдержать риски по ипотечным кредитам, то их среднерыночный показатель в текущем году показал рост лишь в I квартале, после чего стал ежеквартально снижаться - до 1,9% и 0,6%, причем более заметно по валютной ипотеке.