АрмИнфо.Повышением ставки налога с оборота и сужением круга бенефициаров системы микропредприятий, власти Армении решают сиюминутные фискальные задачи, которые грозят вымиранием малого и среднего бизнеса и резким подорожанием ряда товаров и услуг. Об этом заявил в беседе с АрмИнфо член Совета Ассоциации малых и средних предпринимателей, налоговый эксперт Тигран Кеян.
Напомним, что правительство Армении планирует с октября 2024 года пересмотреть систему налога с оборота, а с 2025 года сузить рамки бенефициаров системы микропредприятий. В настоящее время налог с оборота (заменяет НДС и налог на прибыль) платят хозяйствующие субъекты, чей годовой оборот не превышает 115 млн драмов (с 1 января 2020 года Армения вернулась к необлагаемому годовому обороту до 115 млн драмов). В эту группу входят предприятия МСБ, индивидуальные предприниматели и нотариусы. Речь, в частности, идет о выплатах 5% с оборота коммерческой деятельности и 3,5% - с производственной.
Теперь же Минфин предлагает пересмотреть ставки налога с оборота, установленные для основных видов деятельности, с предоставлением возможности снижения подлежащего уплате налога за счет документально подтвержденных расходов. В частности, для предпринимателей в сфере торговой деятельности предлагается установить 10%-ую ставку налога с оборота вместо нынешних 5%, для общепита - установить 12% вместо 6%, для представителей производственной деятельности - 7% вместо 3,5%, для иных видов деятельности - 10% против действующих 5%.
По словам Тиграна Кеяна, пожалуй, лучшее, что можно сказать об этой инициативе: Минфин был искренен - пересмотр нацелен на снижение привлекательности работы в системе налога на оборот и создание <стимулов> для перехода на общую систему налогообложения (об этом заявил глава минфина Ваге Ованнисян 31 января на итоговой пресс-конференции - Ред.).
По убеждению эксперта финансовое ведомство сильтно лукавит, утверждая, что у тех, кто сможет документально подтвердить свои расходы, налоговое бремя не только не увеличится, но даже, может быть, и снизится. <Такого быть не может. Плательщик налога с оборота работает с очень маленькой наценкой, что позволяет ему как-то конкурировать с крупным бизнесом, но он не сможет сократить эту наценку за счет оборота и расходов. Сегодня люди работают с маржой в 4-5%, если учесть банковские комиссионные в 2,5% при безналичной оплате и налог с оборота, то уже минусуются 3-4%, и бизнес, даже при грамотном учете налогов, не сможет работать в данном режиме>, - пояснил он.
Помимо этого, вопрошает эксперт, о какой <исключительной> возможности налогового вычета от задокументированные расходы может идти речь, к примеру, для лиц, предоставляющих юридические услуги. Законодательная инициатива для них предусматривает значительное повышение налоговой нагрузки на адвокатскую деятельность, предлагая установить налог с оборота в размере 10% от прибыли уже с октября 2024 года, и ввести общую систему налогообложения, включающую НДС в размере 20% и налог на прибыль в 18%, начиная с января 2025 года. <Очевидно, что в случае принятия проекта резко возрастет налоговое бремя адвокатов, что приведет к значительному росту стоимости адвокатских услуг. Ведь для данной группы граждан расходы - это инвестиции в знания и в приобретенный опыт. Тогда о каком вычете может идти речь? Напротив, повышение ставки неизбежно приведет к подорожанию юридических услуг, как минимум на 30-40%. В результате сократится доступ к юридической помощи, особенно для людей среднего достатка и ниже, которые постараются не обращаться за юрпомощью без крайней необходимости, как это делают сегодня в случае с медицинскими услугами>, - заявил Кеян.
Данное повышение ставки, помимо основного, предполагает также опосредованное дополнительное финансовое бремя для хозяйствующего субъекта, отметил он. Если ранее бизнес платил только налог с определенного оборота, и при этом некоторые сами вели свой учет, то теперь ему придется вести весьма сложный налоговый учет, чтобы определить подлежащий к уплате размер налогов - грамотно рассчитать доходы, вычесть расходы, все это учесть в уменьшении налоговой базы по налогу и др. А для этого уже надо будет прибегнуть к помощи квалифицированного бухгалтера, что предполагает новые расходы, которые многие не потянут.
Налоговый эксперт признает, что возможно, многие налогоплательщики сегодня пытаются любой ценой быть и оставаться в данной системе, в том числе скрывая реальные объемы реализации, или искусственно дробя бизнес, дабы не пересечь необлагаемый налогом на добавленную стоимость порог и не перейти в общую систему налогооблажения. Однако, как считает Кеян, у Комитета госдоходов итак есть достаточный инструментарий для борьбы с данным явлением, в том числе институт признания аффилированности, разрабатывается политика агрессивного налогового планирования, проводятся оперативно-розыскные мероприятия, в результате которых уже многие перевелись в общее налоговое поле. Вопрос в том, что для КГД обременительны такие меры и им легче пойти на новые ужесточения.
Что касается обоснования Минфина о том, что из-за действующих регулировок два бизнеса, занимающиеся одной и той же деятельностью, оказываются в неравном положении - малое и среднее предпринимательство платит налог с оборота, крупный бизнес - налог на прибыль и НДС, в результате чего эффективный налог, уплачиваемый МСП, составляет 3-4%, а крупный бизнес платит в 2-2,5 раза больше - 10%, Кеян замечает: <Так было всегда и это в порядке вещей - не могут малый и крупный бизнес быть на равных условиях. Но в результате этих мер, крупный станет крупнее, а МСП - вымрет>.
Налоговый эксперт уверен, что в конечном счете это выльется в подорожание конкретных товаров и услуг и закрытие многих хозсубьектов. <Действующее правительство в свое время обещало
поддержать малый и средний бизнес, ввело понятие микропредпринимательства с льготным налоговым режимом. Сегодня же малому бизнесу говорят: мы отказываемся от прежней политики и целей и ужесточаемь условия вашего существования, предрекающие вам что-то близкое к смерти. Получается, что бизнес просто обманули>, - заключил Тигран Кеян.