АрмИнфо.Проект создания на пространстве Евразийского экономического союза единого рынка газа переносится на 2027 год. Об этом 11 марта на заседании комиссии Национального Собрания РА по региональной и евразийской интеграции заявил заместитель министра территориального управления и инфраструктур РА Акоп Варданян.
По его словам, изначально планировалось, что полноценно единый рынок нефти и газа должен быт быть задействован к 2025 году, однако в связи с появлением некоторых проблем, эти сроки сдвинуты. В частности, как подчеркнул замминистра, по вопросу единого рынка газа между участниками объединения нет единого подхода. Отсутствие консенсуса проявляются по пяти группам вопросам, в связи с чем и принято решение о переносе сроков создания единого рынка. Главнейшим камнем преткновения является принцип формирования цены на газ. Армения, Беларусь и Кыргызстан выступают за применение единой цены, чему противятся Россия и Казахстан. Так, проблемным остается вопрос о том, как будет формироваться цена на "голубое топливо" от газового месторождения до места его поставок. Для потребителей РФ и Казахстана действуют скидки на газ, и цена для них не может быть такой же, как для потребителей Армении, Беларуси и Кыргызстана.
Еще одной проблемой являются ныне действующие договоры о поставках газа в ЕАЭС, которые Москва и Астана считают необходимым пересмотреть в целях их приведения в соответствие с ценами на едином рынке газа. Между тем, другие участники объединения, в том числе, и Ереван, выступают за продолжение исполнения положений ныне действующих договоренностей (для Армении этот срок установлен до 2043 года). Варданян напомнил, что Армения в настоящее время получает российский газ по цене в $165 за 1 тыс куб м., и намерена сохранить ее на ближайшую перспективу.
Что касается единого рынка электроэнергетики, то, как заметил Варданян, Ереван по многим вопросам, связанным с его применением, голосует в консенсусном режиме. В частности, Армения не может применять режимные поставки электроэнергии с границ, поскольку не имеет прямых выходов на электроэнергетические рынки стран ЕАЭС. Тем не менее, страна голосует за его применение, имея в виде возможность поставок посредством электроэнергетических систем Армении и Грузии. При решении проблем между Москвой и Тбилиси подобная возможность все-таки появится. В настоящее же время она является чисто теоретической.