АрмИнфо. Банки Армении с удвоенной силой стараются наверстать упущенное и за счет активного кредитования поддержать динамику роста доходов и прибыли. Напомним, что полученная в 2022 и в 2023 годах сверхприбыль в основном обеспечивалась непроцентными доходами за счет масштабных валютных операций релокантов, однако со снижением ажиотажа, как и процентных ставок, вопрос наращивания кредитных вложений, в том числе корпоративного кредитования, приобрел особую актуальность.
Постепенная активизация кредитных вложений в экономику позволила уже во второй половине прошлого года вывести портфель из спада на 12%-ый рост, с последующим ускорением в текущем году настолько, что темпы почти сравнялись с розничным потребительским кредитованием - 22% против 23%. В результате такой активности чистую прибыль удалось не только сохранить в двузначном росте, но и ускорить ее с 11% до 25%, тем самым обеспечив за 9 месяцев с.г. показатель на уровне $691.1 млн. Об этом свидетельствует Финансовый Рейтинг Банков Армении на
30.09.2024г, подготовленный ИК АрмИнфо на основании опубликованных
финотчетов и дополнительно запрошенных данных.
При такой поддержке корпоративного кредитования ускорился годовой
рост и общего кредитного портфеля с 15% до 19%. Этот темп мог быть
выше если бы не сокращение объема межбанковских кредитов. В итоге, общий объем кредитных вложений превысил $16.4 млрд, из коих 52% или $8.5 млрд пришлись на корпоративные кредиты, более 42% или $6.96 млрд
- на розничные, и 6% или $944 млн - на межбанковские кредиты/депозиты.
Активы достигли $26.2 млрд, ускорившись в годовом росте с 13% до 16%, что в большей степени исходило от повышенной активности кредитования. Кроме того, в структуре активов улучшилась годовая динамика остатков на корсчетах в ЦБ РА - с 18%-го спада до 22%-го роста (до $2 млрд) и остатков на обезличенных металлических счетах - с 24%-го спада до роста в 2,1 раз (до $2.2 млн). Но параллельно наблюдалось замедление годового роста вложений в ценные бумаги - с 19% до 4% (до $4.6 млрд), остатков на ностро-счетах в банках с 22% до 19% (до $1 млрд), наличных денежных средств - с 9% до 7% (до $590.7 млн), основных средств - с 19% до 8% (до $532.2 млн).
Активизация кредитования удержала процентные доходы в росте
Тем не менее, несмотря на повышенную активность кредитования, в доходной части наблюдается замедление роста процентных доходов с 25% до 20%, при выходе тренда непроцентных доходов из 39%-го спада на 22%-ый рост. Рост процентных доходов был бы гораздо выше, если бы поддержка исходила не только от активизации кредитования. Так, доходы от кредитования ускорились в росте с 15% до 22%, тогда как две другие статьи процентных доходов, наоборот, сильно забуксовали в росте: от вложений в ценные бумаги - с 34% до 12%, и от ностро-счетов и межбанковских кредитов/депозитов - с 3 раз до 27%.
При этом в непроцентных доходах выраженное торможение роста доходов от карточных операций с 78% до 23% сопровождалось заметным ускорением роста доходов от денежных переводов с 7% до 24%. Кроме того, в непроцентных доходах улучшилась динамика торговых операций (сделки с валютой и ценными бумагами) - с выходом из 39%-го спада на 26%-ый рост, с 76% до 43%
Параллельно с этим наблюдается ускорение роста как процентных расходов - с 5% до 15%, так и непроцентных - с 8% до 22%. Причем, в структуре процентных расходов отмечается ускорение роста расходов по клиентским текущим счетам и депозитам - с 10% до 15%, улучшение динамики по сделкам с ценными бумагами - с 20%-го спада до 28%-го роста, и незначительное замедлении роста расходов по лоро-счетам и межбанковским кредитам/депозитам - с 7% до 5%. В непроцентных же расходах две основные статьи демонстрируют улучшение динамики: по карточным операциям рост ускорился с 96% до 2,4 раз, а по денежным переводам тренд вышел из 25%-го спада на 14%-ый рост.
Это ускорило рост как общих доходов с 4% до 22%, так и общих расходов
- с 1,4% до 20%, абсолютная величина которых достигла $2.8 млрд и $1.9 млрд. И стоит обратить внимание, что несмотря на улучшение тренда прибыли с торговых операций (сделки с валютой и ценными бумагами) - с 39%-го спада в сторону 26%-го роста, ее доля в суммарной чистой прибыли по рынку снизилась за два года с 76% до 43%.
Однако качество кредитного портфеля стало ухудшаться быстрее
Объем неработающих кредитов ускорился в годовом росте с 4% до 12%, но более выраженный прирост общих кредитных вложений и активов удержал долю NPL на уровне 6% в кредитном портфеле и 4% в активах.
Как и ранее, продолжающимся скоплением большей части просрочки отличаются потребительские кредиты, где уже собралось 42% NPL (плохих кредитов), львиную долю которых представляют растущие двузначными темпами безнадежные ссуды. В частности, по безнадежным кредитам, как и ранее, лидируют потребкредиты и торговый сектор, в просрочке которых безнадежная группа составляет почти половину.
Далее по скоплению NPL следуют торговый сектор - 11,4% (в общем объеме неработающих кредитов), сфера строительства - 10%, промсектор
- 8%, агросектор - 6,4%, общепит/сфера услуг - 5,1%, сферы транспорта и связи - 1,6%. В качестве сравнения отметим, что и годом ранее по доле NPL лидировал торговый сектор (17,6%), следом расположились промсектор (9,2%), агросектор и сфера строительства (по 6,3%), общепит и сфера услуг (5%), и сферы транспорта и связи (1,5%).
Годовой рост объема просроченных кредитов отмечается в сфере строительства - на 77%, в общепите/сфере услуг - на 14%, агросекторе
- на 13%, в сфере транспорта и связи - на 18%. При этом годовой спад объема просроченных кредитов зафиксирован в торговом секторе - на 27% и промсекторе - на мизерные 2%.
На этом фоне отмечается 24,4%-ый годовой рост здоровых кредитов, классифицированных по группе риска как стандартные. Это исходило от агросектора, где стандартные кредиты возросли на 38%, сферы строительства - на 34%, торгового сектора - на 20%, общепита/сферы услуг - на 19%, сферы транспорта и связи - на 11%, промсектора - на 8%.
При этом в потребкредитах стандартная группа сократилась за год на 22%, параллельно с чем отмечался 23%-ый рост безнадежной группы. По мнению аналитиков АрмИнфо, это может свидетельствовать о том, что попытки периодически оздоравливать розничные кредиты путем рефинансирования, позволяющего вернуть токсичные ссуды в стандартную группу, через определенный временной промежуток оказываются тщетными, но банки тем не менее прибегают к такому методу, что бы хотя-бы в краткосрочном разрезе оградить прибыль от существенных списаний.
Более того, на фоне ослабевающего экономического роста вызывает сомнение возможность в краткосрочном разрезе еще более ускорить темпы роста корпоративного кредитования. Вдобавок высока вероятность более ускоренного ухудшения качества кредитного портфеля, причем не только розничного, но и корпоративного.
Потребкредиты, тем не менее, доминируют
Доля потребкредитов в суммарном кредитном портфеле по рынку составляет 42,4% (причем свыше 20% приходится на ипотеку), в то время как удельный вес отраслей экономики выглядит намного скромнее: торговля - 12%, строительство - 10,1%, промышленность - 8,6%, сельское хозяйство - 5,6%, общепит/сфера услуг - 4,6%, и совсем мизер пришелся на сферу транспорта и связи - 1,8%.
При этом высокий годовой рост объема кредитования фиксируется в сфере строительства (34%) и агросекторе (32%), после которых по темпам расположились потребкредиты (свыше 23%), и далее следуют кредиты общепиту/сфере услуг (16%), торговому сектору (12%), промсектору (8%), и сферам транспорта и связи (7%). Ипотечное кредитование удержалось в годовом росте на 28%, а объем кредитов субъектам МСБ ускорилось в росте до 25%.
Примечательно, что из действующих 18-ти банков большинство предпочли существеннее нарастить именно корпоративный портфель, но поскольку ими же розничное кредитование тоже не упускалось из виду, то в конечном итоге темпы обоих портфелей в общем по рынку почти сравнялись.
Между тем в фондировании все еще перевешивают обязательства до востребования
В фондировании активных операция банков, где основным источником должны выступать срочные депозиты, с 2022 года стали перевешивать обязательства до востребования, однако процесс диверсификации обязательств идет хорошо, и в скором времени, как показывает динамика, срочным вкладам все же удастся вернуть себе первенство.
Так, обязательства до востребования, замедлившись в годовом росте с 27% до 14%, составили $8.2 млрд, а срочные вклады забуксовали в росте с 18% до 7%, составив $7.3 млрд. В общих обязательствах доля первых снизилась незначительно с 38% до 37,5%, в то время как доля вторых сократилась заметно - с 36% до 33,4%. При этом объем привлеченных из внешних источников средств возрос в годовом разрезе на 36,4% - до $4.2 млрд, с сопутствующим увеличением удельного веса в общих обязательствах с 16% до 19%. В итоге, общие обязательства ускорились в росте с 12% до 15%, достигнув $21.7 млрд.
В общей сложности, вклады физлиц (срочные и до востребования) замедлились в годовом росте с 22% до 10%, составив $8.8 млрд, из коих 59% или $5.2 млрд представлены в срочных депозитах, а 41% или $3.6 млрд - в обязательствах до востребования. Причем, торможение годового роста отмечалось по обоим показателям, но по депозитам до востребования слишком выраженное - с 33% до 8%, нежели по срочным вкладам - с 15% до 12%.
Параллельно с этим в срочных вкладах стали проседать средства юрлиц (на 2%), при сохраняющемся двузначном темпе роста средств юрлиц в обязательствах до востребования (19%), тогда как год назад обе статьи демонстрировали двузначный рост соответственно на 27% и 21%.
И если до середины 2023 года высокий рост обязательств перед клиентами подпитывался действиями релокантов, то после трагических событий в сентябре того же года, когда население Арцаха подверглось насильственному переселению в Армению, повышательный тренд клиентских счетов и депозитов уже поддерживался арцахцами, которые для получения госпомощи и проведения финансовых операций были вынуждены открывать счета в действующих в Армении банках, поскольку Арцахбанку пришлось свернуть свою деятельность в Арцахе. Последнее привело к сокращению в Арцахбанке как кредитования клиентов (на 11% г/г), так и обязательств перед клиентами (на 30% г/г). Вдобавок сокращаются эти портфели у HSBC Банка Армения, но в его случае такой тренд объясняется объединения с Ардшинбанком.
Капитал уже второй год теряет в росте
Рост общего капитала продолжил замедляться - до 17%, после торможения темпов в 2022-2023гг с 35% до 19%, размер которого к 1 октября достиг $4.5 млрд. В его структуре доля уставного капитала снизилась с 49,5% до 47,4% ($2.1 млрд), а накопленной прибыли - повысилась с 43,1% до 45,3% ($2 млрд). И это при том, что годовой рост уставного капитала ускорился с 0,8% до 12%, а накопленной прибыли сильно замедлился с 50% до 23%. В частности, из 18-ти банков лишь 4 увеличили свои уставные фонды - Ардшинбанк (на 96,2% в I кв. 2024г), ИНЕКОБАНК (на 75,3% во II кв. 2024г), FAST Bank (на 33,2% во II кв. 2024г) и Армэкономбанк (на 31,5% ежеквартально с сентября 2023г по июль 2024г). Причем, увеличение уставного капитала у Ардшинбанка объясняется процессом поглощения HSBC Банк Армения, согласно заключенному соглашению между сторонами в начале февраля с.г. и получением в августе предварительного одобрения сделки со стороны ЦБ РА.
Но более выраженный рост взвешенных по риску активов - на 20%, еще более увеличивший существенный объем последних, стал причиной снижения уровня достаточности как общего капитала - с 29,9% до 26,5% в среднем по рынку (N1 с минимальной планкой в 11%), так и основного капитала - с 27,3% до 24,3% (N1 с минимальной планкой в 6,2%).
По данным аналитики АрмИнфо, показатели уровня ликвидности, оцениваемого четырьмя нормативами - N2/1 (общая, при минимуме в 15%), N2/2 (текущая, при минимуме в 60%), N2/3 (LCR - краткосрочная, при минимуме в 100%), N2/4 (NSFR - долгосрочная, при минимуме в 100%), также демонстрируют заметное снижение. В частности, уровень общей ликвидности снизился с 37,4% до 35,2% в среднем по рынку, текущей - с 133,4% до 128,5%, краткосрочной - с 293,3% до 240,1%, долгосрочной - с 151,7% до 140,5%. Это тенденция обусловлена ухудшением динамики почти всех статей высоколиквидных активов. Так, продолжили терять в росте корсчета в банках с 22% до 19%, наличные средства и их эквиваленты - с 9% до 7%, вложения в гособлигации - с 19% до 3%, и лишь тренд корсчетов в ЦБ вышел из 18%-го спада на 22%-ый рост. Параллельно невысокие темпы роста демонстрировали составляющие нормативов общей и текущей ликвидности: общие активы и обязательства до востребования - соответственно 16% и 14% (против 13% и 27% год назад).
Что касается введенных позднее двух нормативов (N5/1 max 10% и N5/2 max 5%), призванных сдержать риски по ипотечным кредитам, то их среднерыночный показатель повысился незначительно - до 2,6% и 0,96% (с 2,3% и 0,6% годом ранее). Это фиксируется на фоне замедляющегося уже третий год роста ипотеки с 32% до 28% (до $3.4 млрд) из- за завершения госпрограммы по налоговому вычету.
TOP-5 банков прочно утвердились на ведущих позициях
По объему кредитных вложений (с учетом м/б кредитов и депозитов) и привлеченных средств (с учетом обязательств перед клиентами, кредитов из внешних источников, полученных от размещения собственных облигаций средств) TOP- 5 представляют Америабанк, Ардшинбанк, Acba Bank, AMIO Bank и ИНЕКОБАНК.
Из них в пятерке лидеров по объему привлеченных из внешних источников кредитов состоят Ардшинбанк, AMIO Bank, Acba Bank и ИНЕКОБАНК, а по полученным от размещения собственных облигаций средствам - Америабанк, Ардшинбанк и Acba Bank.
По срочным вкладам вышеуказанные 5 банков представляют TOP-5 - Америабанк, Acba Bank, AMIO Bank, Ардшинбанк и ИНЕКОБАНК, из них четыре лидируют и по депозитам до востребования - Ардшинбанк, Америабанк, Acba Bank и ИНЕКОБАНК. По корпоративным и розничным кредитам все эти пять банков представляют TOP-5, а по размещенным межбанковским кредитам и депозитам первенство удерживает Ардшинбанк.
Вышеперечисленные пять банков утвердились на лидирующих позициях также по размеру активов (с охватом свыше 58% на рынке), общих обязательств (с охватом более 59% на рынке) и общего капитала (с охватом 53% на рынке), причем доминирующая доля принадлежит первой двойке - Ардшинбанку и Америабанку.
Эти пять банков завершили 9 месяцев 2024 года с прибылью, но из них в TOP-5 закрепились четверо - Ардшинбанк, Америабанк, ИНЕКОБАНК и Acba Bank, на долю которых приходится 63% суммарной чистой прибыли банковского сектора, причем свыше 46% генерирует первая двойка.
Торможение роста ВВП скажется на активности кредитования
Аналитики считают, что замедляющийся рост ВВП может негативно сказаться на темпах роста корпоративного кредитования, возвращающего нынче свои утерянные позиции. Это, в свою очередь, снизит способность кредитного портфеля генерировать прибыль и как результат может негативно повлиять на ее динамику, с учетом "регулярно" проводимых списаний токсичных ссуд.
О торможении роста ВВП свидетельствуют не только статданные, но и прогнозы мировых финансовых институтов и Центробанка Армении (ЦБА). Причем, свежие прогнозы МВФ, ВБ и ЦБА на уходящий 2024 год и следующий 2025 год теперь мало отличаются друг от друга. Так, Центробанк прогнозирует на 2024 год рост ВВП Армении на 6,5-5,8%, что схоже с ожиданиями МВФ и ВБ, предрекающих рост на 6% и 5,5% соответственно. На 2025 год прогнозы ЦБА по росту ВВП (5,9-3,7%) также приблизились к ожиданиям МВФ и ВБ - 4,9% и 5% соответственно.
Согласно фактическим статданным, ВВП Армении уже в 2023 году замедлился в росте до 8,3% (с 12,6% в 2022г), составив в абсолютном выражении 9.5 трлн драмов ($24.2 млрд). Эта тенденция продолжилась и в 2024-ом, когда по итогам 10-ти месяцев экономическая активность замедлилась в росте до 8,1% (с 9,2% год назад), причиной чего стало торможение производительности сфер, еще год-два назад выступающих драйверами роста, теперь уже слабее поддерживающих ВВП. Сильнее всего рост забуксовал в сфере услуг (с 12,1% до 5,8%), менее заметно в торговом секторе (с 23,3% до 18,8%), незначительно в сфере строительства (с 16,4% до 15,5%), мизерный рост сохраняется в агросекторе. И лишь промсектору и энергокомплексу удалось улучшить динамику: промсектору - с 0,5%-го спада до 11,7%-го роста, энергокомплексу - с 3,5%-го спада до 2,8%-го роста.
Между тем, аналитики аффилированного с АрмИнфо рейтингового агентства AmRating, обратив внимание на слабеющий рост срочных вкладов, выступающих основным источником фондирования кредитного портфеля, предполагают, что в среднесрочном диапазоне бакам удастся сохранить высокую кредитную активность. Однако этот процесс будет сопровождаться ускорением роста просроченных ссуд, что ставит под вопрос перспективу наращивания прибыли прежними двузначными темпами. Уместно отметить, что из 18-ти банков лишь 4 сократили объем токсичных ссуд, в то время как у 14-ти фиксировался рост этого показателя, и у половины из них весьма существенный.
При этом, важно, что объем кредитов, классифицированных по группе риска как стандартные, вырос в годовом разрезе на 23%, что было в большей степени поддержано ростом здоровых корпоративных кредитов (на 26%), нежели ростом здорового потребкредитования (на 22%). В частности, в кредитах промсектору наметившийся рост стандартной группы (на 8%) сопровождался мизерным 2%-ым спадом объема просрочки, за счет таких изменений в ее структуре, как 23%-ый спад низко рискованных групп (контролируемая и нестандартная), при сохранении высокого объема высоко рискованной сомнительной группы и поскока безнадежной группы в 2,2 раза. Причем, промсектор, став одним из драйвером роста ВВП, оказался слишком далек от этого статуса в плане поддержки роста кредитного портфеля.
Тем не менее, в плане роста прибыли обнадеживает тот факт, что он носит органический характер, поскольку теперь уже поддерживается ключевой деятельностью - кредитованием. Тем более, что регуляторное смягчение денежно- кредитных условий продолжается (с 2023 года по октябрь 2024г с исторически максимальных 10,75% до 7,25%), сигнализируя снижение процентных ставок. Однако, в условиях торможения роста ВВП субъекты экономики вряд ли будут активно обращаться за проектными кредитами, спрос будет пока концентрироваться на рефинансировании кратко-среднесрочной задолженности, пополнении оборотных средств и торговом финансировании.