АрмИнфо.Вероятность роста премии за страновой риск в Армении повысилась, но есть положительные предпосылки для возможной переоценки рискованности страны и снижения нейтральной ставки. Об этом 17 июня на пресс-конференции, приуроченной решению сохранить ставку рефинансирования на уровне 6,75%, заявил Председатель Центрального Банка РА Мартын Галстян.
Он разъяснил, что в Армении премия за страновой риск в последние месяцы продолжала формироваться ниже долгосрочного стабильного уровня, определяемого фундаментальными факторами. "Повышение вероятности роста премии за страновой риск в Армении обусловлено опасениями относительно стабильности, в частности, налоговобюджетной политики, а также значительным ростом неопределенности в плане геополитических, в том числе региональных событий.
В этом контексте возможная корректировка премии за страновой риск в сторону повышения несет риски с точки зрения пересмотра нейтральной ставки в сторону повышения. При прочих равных условиях она несет в основном инфляционные риски, связанные с более стимулирующей позицией Центрального Банка. В то же время макроэкономическая стабильность Армении и относительно высокий экономический рост являются положительными предпосылками для возможной переоценки рискованности страны и снижения нейтральной ставки", - пояснил глава ЦБ, обратив внимание, что в мае 2025г годовая инфляция ускорилась до 4,3% (с 0,3% год назад), одновременно с чем базовая годовая инфляция в мае составила 2,8% (против годовой дефляции в 0,3% в мае 2024г).
Во II квартале 2025 года возросли риски дальнейшего замедления спроса в мировых и основных странах-партнерах Армении, а также параллельного ускорения инфляции в США. Сохраняется высокая неопределенность вокруг экономической, особенно торговой политики США, и ее макроэкономических последствий. Риски потенциальных сбоев в цепочках спроса и предложения существенно возросли из-за напряженности в международных торговых отношениях, резкого обострения геополитических конфликтов, особенно на Ближнем Востоке.
Существует высокая неопределенность относительно того, в какой степени налогово-бюджетная политика США будет стимулировать совокупный спрос в среднесрочной перспективе, каков будет рост задолженности и насколько вырастут долгосрочные ставки. В этом контексте, учитывая все еще жесткие условия на рынке труда в странах-партнерах и высокую инфляционную среду, вполне вероятно, что центральные банки ведущих стран в ближайшем будущем сохранят или будут медленными темпами смягчать жесткие денежно-кредитные условия.
Экономическая активность в Армении во II квартале 2025г замедлилась, во многом из-за постепенной нейтрализации некоторых краткосрочных неструктурных факторов роста. Активность в сферах строительства и услуг продолжала вносить значительный вклад в экономический рост.
В то же время сохраняется высокая неопределенность относительно стабильности роста, долгосрочных перспектив, а также дальнейших тенденций внутреннего спроса, вытекающих из структурных особенностей экономического роста. Внешний спрос на услуги продолжает снижаться. Влияние совокупного спроса на инфляцию оценивается как нейтральное, а текущее ускорение инфляции во многом обусловлено некоторыми факторами со стороны предложения.
В такой ситуации условия на рынке труда несколько ослабли, что выразилось в постепенной стабилизации заработной платы, инфляции в сфере услуг, характеризующейся жесткими ценами, и инфляционных ожиданиях. В то же время в среднесрочной перспективе существуют в основном инфляционные риски с точки зрения фискальной политики.
В контексте текущих макроэкономических событий участники финансового рынка Армении в целом ожидают, что Центральный Банк постепенно снизит ключевую ставку в среднесрочном горизонте до 6,25%. Совет ЦБ продолжит мониторинг сценариев развития экономики и готов среагировать должным образом для обеспечения в среднесрочной перспективе целевого порога инфляции в 3% и стабильности цен.
Обзор экономической ситуации
Мировая экономика. Во II квартале 2025 года перспективы мирового экономического роста ухудшились. Зафиксированный ранее в США высокий экономический рост, обусловленный увеличением внутреннего частного потребления, замедлился с начала текущего года из-за высокой неопределенности относительно экономической политики. Однако после небольшого замедления экономического роста в I квартале 2025 года ожидается, что экономика США восстановится во II квартале, почти полностью компенсировав прежний низкий рост. Однако неопределенность относительно как текущего состояния экономики, так и перспектив значительно высока.
Несмотря на вышеуказанные события, в некоторых крупных экономиках, в частности в ЕС и Китае, наблюдалось небольшое ускорение экономического роста. Вероятно, из-за краткосрочного увеличения заказов из США, в этих экономиках сохраняются структурные проблемы.
Неопределенность относительно перспектив экономической политики в США, особенно торговой и фискальной, остается высокой. Ситуация привела к повышенной волатильности на финансовых рынках в последние месяцы и снижению стоимости активов, в том числе долгосрочных. Наблюдалась некоторая корректировка цен на облигации. Учитывая текущую и ожидаемую значительно экспансионистскую фискальную политику, существенны риски повышения долгосрочных ставок. Это может иметь последствия как для будущей политики ФРС США, нейтральной ставки, так и для потоков капитала на развивающиеся рынки.
В США достигнут прогресс в смягчении инфляционной среды. Однако некоторые показатели, характеризующие базовую инфляцию, включая инфляцию на товары с жесткими ценами и рост заработной платы, по-прежнему формируются существенно выше целевого уровня. В то же время торговая и фискальная политика, проводимая новой администрацией США, с точки зрения расширения инфляционной среды содержит существенные риски, которые могут усугубить дилемму ФРС США между целями ценовой стабильности и полной занятости. Конечно, масштабы и характер возможного ускорения инфляции будут определяться развитием ситуации во внутреннем спросе. Текущая жесткая миграционная политика является еще одним объективным фактором, который может создать проблемы для денежных властей с точки зрения окончательного приближения инфляции к целевому порогу и обеспечения ценовой стабильности.
Европейский Центральный Банк в июне 2025г. снизил учетную ставку еще на 25 базисных пунктов, установив ее на уровне 2,15%. Общая инфляция продолжает снижаться из-за спада цен на промышленные товары, в то время как стоимость услуг, несмотря на некоторое ослабление, остается высокой, что отражает поляризацию между событиями в разных секторах экономики. Структурные проблемы в еврозоне и Китае и риски длительного слабого внутреннего спроса остаются основными факторами неопределенности относительно перспектив более низкого роста мировой экономики. С другой стороны, реализация запланированных программ, направленных на расширение оборонных и инфраструктурных возможностей в ЕС, могла бы стать существенным стимулом для оживления экономики в целом и, в частности, отдельных производственных секторов.
Волатильность на международном рынке нефти существенно возросла. В условиях замедления мирового спроса и ухудшения перспектив, цены в последние месяцы постепенно снижались. Это также сопровождалось реальным и ожидаемым расширением предложения. С другой стороны, резкое обострение ситуации на Ближнем Востоке способствовало текущему значительному росту цен на нефть. Несмотря на то, что рост геополитической напряженности может способствовать дальнейшему замедлению мирового спроса, он также несет существенные риски возможных сбоев в цепочках поставок. В этих условиях основная неопределенность связана с продолжительностью и масштабами конфликта.
Экономическая активность в России существенно ослабла, что свидетельствует о постепенной нормализации перегретого состояния экономики. Однако основными движущими силами остаются стимулирующая фискальная политика и рост частных расходов. Рынок труда остается существенно напряженным. В то же время из-за оптимистичных ожиданий относительно разрешения российско-украинского конфликта рубль существенно укрепился, что поспособствовало ослаблению инфляционной среды. В этих обстоятельствах ЦБ РФ снизил учетную ставку в июне 2025г на 1 п.п. - до 20%, что ознаменовало начало периода смягчения денежно-кредитных условий. Однако импульс для устойчивого смягчения инфляционной среды в РФ все еще слаб: регулирование высокого внутреннего спроса остается сложной задачей.
Условия внутреннего спроса. Экономический рост Армении продолжал замедляться, формируясь около расчетного долгосрочного стабильного уровня. Сферы услуг и строительства продолжали вносить значительный вклад в рост ВВП. Концентрация, особенно в отдельных сегментах услуг, несколько ослабла, но все еще высока. Положительные сигналы наблюдаются в секторе производства, особенно в его отдельных подсекторах, как с точки зрения роста объемов производства и экспорта, так и расширения производственных мощностей. Из-за структуры роста сохраняется неопределенность относительно соотношения совокупного спроса и предложения, но можно констатировать, что прежние дисбалансы значительно сократились.
Наблюдаемый с 2022 года высокий внешний спрос постепенно и закономерно корректируется, что выражается, в частности, в сокращении туристических потоков. Сохраняется неопределенность относительно тенденций сезонной миграции в Россию и способов перевода денежных средств. С одной стороны, длительное поддержание курса рубля на текущих уровнях, в случае скорого разрешения российско-украинского конфликта, при дальнейшем укреплении может усилить стимулы к трудовой миграции из Армении в Россию. С другой стороны, высокая неопределенность относительно среднесрочных перспектив российской экономики и ужесточение миграционной политики могут несколько сдерживать миграционные потоки в Россию, способствуя росту предложения рабочей силы в Армении и ослаблению инфляции.
Сохраняется неопределенность относительно условий внутреннего спроса. С одной стороны, относительно высокая инфляция по импорту, кредитованию, внутреннему туризму, отдельным товарам и услугам может свидетельствовать о формировании высокого внутреннего спроса. С другой стороны, все еще несколько концентрированный экономический рост и замедление его темпов, а также стабилизация показателей базовой инфляции ниже целевого уровня могут указывать на риски относительно слабой среды спроса. Существует высокая неопределенность относительно влияния фискальной политики на совокупный спрос. Это, несмотря на текущие высокие показатели налоговых поступлений, в основном обусловлено рисками возможного недовыполнения программы налоговых поступлений в 2025 году и, параллельно, возможным ростом текущих расходов, необходимых для реализации программ соцподдержки. В этом случае более высокая траектория госдолга также может вызвать опасения относительно устойчивости долга, способствуя увеличению премии за страной риск. В то же время наблюдаемое недовыполнение капитальных затрат и их структурные характеристики могут более слабо влиять на спрос.
Рынок труда. Снижение уровня безработицы до 13% и стабилизация роста зарплат в частном секторе в диапазоне 5- 6% свидетельствуют о более сбалансированных условиях рынка труда. Однако опросы о состоянии рынка труда и рост фактически зарегистрированных рабочих мест в формальном секторе продолжают сигнализировать разное о развитии рынка труда. Согласно результатам обследования занятости в частном секторе, проведенного в IV квартале 2024 года, уровень безработицы составил 12,9%, что близко к показателю годовой давности. В то же время зафиксировано снижение численности занятых в годовом разрезе почти на 22 тыс.
С одной стороны, определенный рост безработицы по сравнению с 2022-2023гг. можно трактовать как фактор ослабления и корректировки условий спроса в экономике. Это также объясняется определенным оттоком в 2024 году иностранных работников и существенным замедлением роста заработной платы. С другой стороны, численность официально зарегистрированных работников (по данным КГД) продолжает расти, примерно на 36,8 тыс. за последний год. Это вместе с высоким ростом заработной платы в отдельных секторах экономики указывает на наличие потенциально более жестких условий на рынке труда. В то же время, в качестве альтернативного пояснения, рост численности зарегистрированных работников может означать продолжающееся сокращение теневого сектора рынка труда и рост формальной занятости.
В последние месяцы наблюдается некоторая стабилизация роста заработной платы в частном секторе, однако темпы все еще уступают росту производительности и целевым показателям инфляции. В среднесрочной и долгосрочной перспективе возможное увеличение предложения рабочей силы также может стать источником дальнейшего смягчения условий рынка труда и рыночного давления. Основная неопределенность здесь связана с высокой неопределенностью перспектив роста российской экономики и потока трудовых мигрантов из Армении в Россию, их участия на рынке труда в отечественной экономике, а также со скоростью интеграции экономически неактивного населения в рынок труда.
Инфляция. В этих условиях в мае 2025г годовая инфляция ускорилась до 4,3% (с 0,3% год назад), что было обусловлено в основном более высоким ростом сезонных цен на продукты питания по сравнению с историческими показателями соответствующего периода. Причем это отражает высокую инфляцию некоторых товаров и не носит массовый характер.
Дефляционные эффекты, транслируемые из внешнего сектора по линии непродовольственных товаров, по-прежнему присутствуют. Параллельно в связи с продолжающейся корректировкой внешнего спроса цены на некоторые услуги продолжали снижаться или формировались ниже уровня инфляции. Однако инфляция по неэкспортируемым товарам, отличающимся относительно жесткими ценами, в основном характеризующая поведение цен, определяемое конъюнктурой спроса, стабилизировалась в диапазоне 2-3%. В этих условиях инфляционные ожидания продолжили движение вниз к целевому порогу, чему поспособствовала продолжительность низкой инфляции.