АрмИнфо. Недавно Армению посетила делегация Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), возглавляемая министром по таможенному сотрудничеству ЕЭК Русланом Давыдовым. Корр. АрмИнфо встретился с министром ЕЭК, попросив ответить на ряд вопросов
- Руслан Валентинович, не могли бы Вы поделиться целями Вашего визита в Армению и достигнутыми в Ереване договоренностями?
- Конечно же, главная цель визита - это "сверка часов" с армянскими коллегами. Мы, в частности, говорили о тех первоочередных задачах и проектах, которые мы должны решить с участием всех стран Евразийского экономического союза. Фокус применительно к Армении понятен в связи с особым положением страны в ЕАЭС - эксклавность, отсутствие общей таможенной границы, и по этой причине все то, что касается перемещения товаров между Арменией и остальной частью Евразийского союза. Для этого в ЕЭК имеются свои инструменты - инструменты транзита, навигационные пломбы и т.д. С учетом того, что в Союзе должно обеспечиваться единство таможенного регулирования, как это записано в Договоре о создании ЕАЭС, то естественно, что цель визита в любую страну Евразийского союза заключается в обсуждениях путей и действий по достижению этого регулирования: что нужно сделать, чтобы оно достигалось на практике, на какие вопросы следует обратить внимание. Здесь не скрою, что вопрос контроля за таможенной стоимостью является одним из самых приоритетных для государств Евразийского союза. ЕЭК, в свою очередь, делает все, чтобы это единство соблюдалось в правоприменительной практике. Не менее важной задачей является согласование Плана стратегии. Вы знаете, что есть Декларация о стратегии развития Евразийской интеграции до 2030 года и на период до 2045 года, одобренная главами государств Евразийского союза. Под этот документ разрабатывается конкретный план мероприятий по выполнению положений Декларации. В настоящее время этот План находится в стадии обсуждений, в том числе, и с коллегами в Армении.
- Вот Вы упомянули об электронных навигационных пломбах. Помнится, 1- 1,5 года назад парламент Армении ратифицировал соответствующее соглашение, однако складывается впечатлении, что система пока не заработала...
- Система в полном объеме пока не работает. Она применяется секторально по отдельным договоренностям между Россией и Беларусью, реализуется ряд пилотных проектов с участием Казахстана и Киргизии. Сейчас принято решение по пилотному проекту между Россией и Арменией. Очень надеемся, что до конца текущего года вместе с государствами Евразийского союза удастся согласовать все нерешенные вопросы, чтобы запуститься, что называется, "на пятерку". Не так, чтобы по отдельности, а в комплексе.
- А что это даст, в том числе, и Армении?
- Почему-то все воспринимают саму идею применения этих пломб как усиление контроля. В реальности же речь идет о медали с двумя сторонами. С одной стороны, да, это поможет контролирующим органам четко видеть каждую перевозку, каждую машину, откуда она вышла, куда направляется, были ли отклонения на маршруте движения, не дай Бог, были ли попытки вскрытия этих пломб, несмотря на заверения технических специалистов о невозможности подобных действий. В этом смысле действительно речь идет о помощи контролирующим органам, которые будут получать обширную информацию о движении грузов. Но, с другой стороны, когда эта работа начиналась в 2018 году, бизнес уже тогда задавался вопросом о возможностях упрощения таможенных процедур. Мы считаем, что одновременно с применением пломб должны применяться и упрощения, чтобы было меньше физического контроля. Если у вас есть электронный прибор, отслеживающий перевозку из одного места, откуда товары без происшествий, помех и отклонений от маршрута, в том числе и непредвиденных остановок, доставлены до места назначения, естественно, что к такой поставке отношение должно быть более лояльное. По сути, никаких проблем и не должно быть, если не сработали профили риска. Кроме того, для бизнеса, который страхует свои грузы, а таких подавляющее большинство, это еще и рост доверия к грузоперевозчикам. У него появляется возможность для общения со страховыми компаниями на предмет снижения тарифов. Если у тебя груз направляется под пломбой, страховая компания тоже видит, что он находится под контролем. Ранее бывали случаи нападений, когда угоняли фуры с дорогостоящим грузом. С применением пломб появится возможность для быстрой локализации и подобных происшествий, а это, в свою очередь, должно привести к снижению страховых ставок. В принципе, пломба, как устройство, предусматривает закачку всей информации о водителе, грузе, маршруте. Иначе говоря, это источник большого объема данных, который в перспективе должен устроить и контролирующий орган, и бизнес.
- В последнее время много говорится о преимуществах трансграничной торговли посредством Интернета. Действительно ли, такая торговля несет в себе серьезные преимущества?
- В Евразийской экономической комиссии разработан протокол об электронной торговле. Документ находится, что называется "на выходе". Осталось, чтобы его ратифицировал Казахстан, после чего под этот протокол необходимо будет принять несколько актов, касающихся перечня товаров, которые не подпадают под новое регулирование, упрощения форм заполнения таможенных деклараций, порогов и ставок. После того, как все эти вопросы будут решены, начнет применяться новая глава в Таможенном кодексе ЕАЭС.
- А как Вы считаете, насколько упрощению таможенных процедур может способствовать полноценное задействование механизмов уполномоченных экономических операторов? Насколько мне известно, в Армении подписаны договора с двумя компаниями
- Институт уполномоченных экономических операторов очень активно применяется во всем мире. Только в странах Евросоюза насчитывается порядка 18 тысяч уполномоченных экономических операторов, в Китае -31- 32 тысячи, 5 тысяч из которых пользуется наибольшим уровнем доверия.
В Евразийском союзе цифры несколько иные: лидирует Беларусь с 350-400 компаниями, в России - порядка 200. То есть, в данном случае можно говорить о распространенном в мире институте, который уже сейчас является основой того кластера компаний с высоким уровнем доверия, который переходит с формата регулярного общения с таможенной службой на формат периодической отчетности и мониторинга. Во всем мире таможенники применяют к этим компаниям пониженный уровень контроля. Практически речь идет лишь о постконтроле со стороны таможенных служб.
- с 15 мая вступило в силу полноформатное соглашение о зоне свободной торговли между Ираном и странами ЕАЭС. Как Вы считаете, что это даст нашей республике?
- В соглашении с Ираном уточнен список товаров, по отношению к которым пошлина либо обнуляется, либо снижается. За последние несколько лет Иран стал крупным торговым партнером Евразийского экономического союза. Достаточно сказать, что за несколько лет торговля ЕАЭС с Ираном практически утроилась: было 2,1 млрд долларов годового объема торговли, сейчас, по данным 2024 года, 6,3 млрд долларов. Вступление в силу полноформатного соглашения с Ираном, которое заменило временное соглашение, конечно придаст дополнительный импульс в развитии торгово- экономических отношений между Ираном и ЕАЭС. Поскольку Армения граничит с Ираном, и не имеет общей границы с Евразийским союзом, можно смело предположить, что республика станет основным бенефициаром развития и углубления отношений с ИРИ. Мы же исходим из постулата о том, что то, что хорошо для одной страны ЕАЭС, хорошо для всего Союза. В Комиссии с оптимизмом смотрят на развитие этих отношений. Сейчас трудно прогнозировать это развитие в цифрах, особенно, с учетом происходящих в мире процессов в том числе в контексте тарифной войны со стороны США, но в любом случае к развитию армяно-иранских торгово- экономических связей в ЕЭК относятся с оптимизмом.
- В ходе нашей беседы мы уже говорили об эксклавном положении Армении в ЕАЭС. Между тем, последние развития событий в Грузии уже вызывают озабоченности армянских властей: вначале не пропускался груз с алюминием, потом со спиртными напитками, теперь с цветами. Может ли Комиссия как-то посодействовать в решении этих проблем?
- Честно говоря, я не в курсе этих проблем, но если они действительно имеют место, то их надо сначала попытаться решить на двустороннем уровне. Как вам известно, у Грузии нет дипломатических отношений с одним из государств ЕАЭС - с Российской Федерацией. В любом случае, считаю, что братский характер двусторонних отношений поможет решить все имеющиеся вопросы.
- В этом году страны ЕАЭС отмечают юбилей - 10-летие вступления в силу Договора о создании Союза. Как бы Вы охарактеризовали этот период, насколько интеграция оказалась эффективной?
- Безусловно, за 10 лет Евразийский союз доказал свою эффективность. Совокупный ВВП стран ЕврАзЭС за указанный период вырос на 60% и составил 2,6 трлн долларов по итогам прошлого года. Кроме того, наблюдается двукратный рост взаимной торговли, что является ярким показателем взаимной полезности стран ЕАЭС. Примерно настолько же - на 60% выросли объемы внешней торговли. По данным ЕЭК, в 2024 году чуть - чуть не дотянули до 1 трлн долларов. Конечно, на фоне данных торговли Китая, США и ЕС это не самая большая цифра, тем не менее, рост внешней торговли стран ЕАЭС более чем очевиден. К этому следует добавить и ежегодные темпы роста ВВП, которые в ЕАЭС продолжают превышать среднемировые показатели. В Армении, к примеру, в прошлом году, темпы роста были 6%, что существенно выше среднемировых показателей. Я уже не в первый раз в Ереване, и вижу, как город меняется, хорошеет. Это видно и по автомобилям, и по оживлениям на улицах армянской столицы, и по благосостоянию жителей. Кстати, за 10 лет средний доход граждан стран ЕАЭС с 9 тысяч долларов на душу населения повысился почти до 14 тысяч долларов, то есть, это тоже рост почти на 60%. Союз успешно развивается, и мы в Комиссии будем делать все, чтобы он процветал.
- Спасибо за интервью