Суббота, 19 Февраля 2011 12:52
Растущий объем проблемных долгов в Армении повышает актуальность коллекторского бизнеса
АрмИнфо. Интервью АрмИнфо с генеральным директором коллекторской компании «Реститутор Кей Пи» Лорисом Егояном. Компания выступает первопроходцем в области формирования коллекторского бизнеса в Армении. Функционирует на финансовом рынке страны с сентября 2009 года. Предоставляет профессиональные услуги по взысканию дебиторской задолженности и возврату кредитов.
Г-н Егоян, какую собираемость проблемных долгов компания обеспечила в минувшем 2010 году? В 2009 году этот показатель равнялся 51%?
По мере развития компания естественно возросла и эффективность ее деятельности, а значит и доля собираемости проблемных долгов. По итогам минувшего года нам удалось собрать 70-73% переданных нам физическими и юридическими лицами проблемных долгов.
Сколько из названной Вами суммы в 2010 году наши сограждане задолжали только финансово-банковским учреждениям, и какой объем был передан вам на взыскание?
Раскрывать эту информацию я некомпетентен, тем ни менее, отмечу, что в 2009 году объем проблемных долгов в финансово-банковской системе составлял 62 млрд. драмов, в 2010 году эта цифра возросла, и по нашим оценкам, данная тенденция сохранится и в 2011 году.
Под воздействием, каких социально-экономических факторов объем проблемных долгов возрастет в 2011 году?
Таких факторов, на самом деле, не мало. Прежде всего, рост проблемных долгов будет обусловлен ростом в 2011 году потребительского кредитования. Как известно в кризисный период многие банки приостановили этот вид кредитования, сейчас потребительское кредитование вновь пошло полным ходом. Это дает повод предполагать, что возрастут также неплатежи по этим кредитам, тем более в условиях, когда значительная часть армянского населения находится сегодня в малоблагоприятном состоянии, в том числе из-за кризиса, который всерьез урезал доходы тех сограждан, родственники и близкие которых работают за рубежом.
Рост проблемных долгов в 2011 году будет связан с возникновением некоторых финансовых проблем у заемщиков. Для предприятий эти проблемы могут выражаться отсутствием денежных средств из-за снижения спроса на соответствующую продукцию ввиду роста цен, а так же в связи со сбоями в производстве. Для физических лиц эти проблемы могут выражаться в потере работы или в задержках зарплаты. В кризисный период многие фирмы, не справляясь с конкуренцией, закрывались, сворачивали свои бизнес проекты в Армении, из-за чего многие сотрудники этих фирм лишились своего основного заработка, следовательно, имеют сегодня некоторые трудности с выполнением своих обязательств перед банками и кредитными организациями за ранее взятые им кредиты.
Вообще есть среди наших сограждан понимание на массовом уровне того, что гораздо более правильно передавать дела по взысканию долгов профессионалам, а не решать их кулаками?
Однозначно есть, и это связано, в том числе с тем, что мы начинаем внедрять в обществе культуру взаимодействия с коллекторскими фирмами. Тенденция ведет к тому, что люди начинают понимать, что лучше не браться за такие дела самостоятельно, гораздо безопаснее и эффективнее передавать их профессионалам, обладающим соответствующими навыками и имеющим отработанные механизмы по взысканию проблемных долгов. Физическим лицам намного более удобно работать с коллекторами, чем с юристами. Расскажу почему. Дело в том, клиент уплачивает юристу определенную денежную сумму вне зависимости от затраченного юристом времени и исхода дела. При положительном для клиента исходе дела юрист отправляет исполнительный листок в органы исполнения судебных актов, но при этом не гарантирует клиенту возврат его долга. То есть, выиграть дело в суде и получить положительное решение суда это еще не означает вернуть свой долг. В отличие от юридических фирм, мы не требуем от клиента предоплаты, клиент платит нам только после возврата долга.
Мы в прошлом году акцент ставили на досудебном взыскании проблемных долгов, поэтому дел с судебным взысканием было очень мало. Вообще смысл коллекторской деятельности, на мой взгляд, состоит именно в том, чтобы не доводить дело до суда и делать все оперативно.
Г-н Егоян, российские коллекторские фирмы очень активно работают на рынке коммунальных платежей. Ваша компания работает на этом рынке? Интересно знать, как много наши сограждане задолжали за жилищно-коммунальные услуги, в частности за водоснабжение и электроэнергию?
Трудно назвать объем проблемных долгов в сфере ЖКХ, но можно однозначно сказать, что он гораздо выше, чем в финансово-банковской сфере. Например, только в Ширакском регионе наши сограждане задолжали за водоснабжение около 4 млрд. драмов, что довольно серьезная цифра. То есть потенциальный рынок долгов ЖКХ очень большой, просто оценить его на сегодняшний день практически невозможно ввиду отсутствия единой базы данных по должникам. По самым приблизительным оценкам объем проблемных долгов в ЖКХ составляет сегодня порядка несколько десятков миллиардов драмов.
В каких еще сферах скопилась большая задолженность – большой объем проблемных долгов?
Довольно серьезный объем долгов насчитывается в сфере телекоммуникаций, в сфере строительства и разных социальных услуг. Немало проблемных долгов скопилось и у импортеров, которые традиционно предоставляют своим покупателям возможность отсрочки платежа за поставленный товар либо услуги.
Со сколькими банками вы работаете на постоянной основе?
Армянские банки по-прежнему ведут себя очень консервативно. Проблемных долгов у них на самом деле не мало, но не все банки передают их на взыскание нашей компании. Еще в прошлогоднем интервью я говорил, что многие банки имеют собственные структуры по взысканию проблемной задолженности, как правило, этим занимается отдел по экономической безопасности, либо штатный юрист. В настоящий момент мы довольно интенсивно и на постоянной основе работаем с пятью банками, с несколькими кредитными организациями, а так же со многими предприятиями.
Вы не раз отмечали, что рынок проблемных долгов в Армении очень большой. Странно, почему до сих пор на этом рынке работает только одна компания…
Коллекторская деятельность одна из самых сложных и проблематичных видов деятельности, поэтому не странно, что лишь не многие желают заниматься этим на постоянной основе, хотя по моей информации в Армении есть частные лица, которые занимаются коллекторством.
Ваша компания работает на местном рынке уже более года. Какие тенденции Вы могли бы отметить по линии взыскания просроченной и проблемной задолженности? Все-таки, какую специфику этот бизнес обретает в Армении?
Комментируя специфику коллекторского бизнеса в Армении, я хотел бы подчеркнуть, что и банки и другие кредитно-финансовые институты в основном передают на взыскание самые безнадежные дела, которые они собираются списать. Поэтому работать с такими долгами всегда очень трудно. Трудность еще состоит и в том, что в сознании многих армянских граждан привычка не возвращать свой долг, к сожалению, заложена глубоко в менталитете нашего народа.
Некоторые трудности возникают также с поиском необходимой для решения того или иного дела информации. Еще одна, довольно важная задача состоит в том, что многие физические и юридические лица, за исключением банков, зачастую не знают, как работать с дебиторскими долгами. Они, обычно не требуют долговой расписки, а если и требуют, то расписка, как правило, не имеет определенной формы. Часто в ней отсутствуют точные сведения о совершенной сделке. Это, естественно дает повод должнику оспаривать факт наличия задолженности.
Практикуете ли вы покупку пакета проблемных долгов? Подобные предложения к вам поступали, беретесь вы за такие дела?
На данном этапе мы не занимаемся покупкой пакетов проблемных долгов, хотя такие предложения к нам поступают не редко. Как правило, качество долгов в этих пакетах очень низкое и сроки просроченных задолженностей превышают 1-2 года. Мы рассматриваем возможность покупки отдельных долгов, но пока что более активно занимаемся операторской деятельностью по взысканию переданных нам проблематичных долгов.
Г-н Егоян, с внедрением в Армении закона об ОСАГО для коллекторских фирм появилась неплохая ниша для работы, в частности по взысканию долгов по части суброгации. Для читателей отметим, что суброгация это переход к страховщику, уплатившему страховое возмещение, право требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю. Намерены работать с такими долгами?
Действительно с внедрением в Армении закона об ОСАГО для нашей фирмы появился дополнительный фронт работы, так как закон об ОСАГО предусматривает много случаев, кога страховая компания получает право на суброгацию. В ближайшее время мы собираемся сделать армянским страховым компаниям соответствующее предложение о сотрудничестве, учитывая все особенности этого рынка.
Бабаян Элита