
АрмИнфо. Введение единой валюты в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) на данном этапе не только преждевременно, но и может привести к негативным экономическим последствиям. Такое мнение 8 февраля в ходе видео-моста Москва-Астана-Ереван выразила член Коллегии (Министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая.
По ее мнению, сейчас надо активно работать над тем, чтобы страны ЕАЭС углубили сотрудничество в макроэкономической валютной сфере, а именно, имели интерес к расширению использования национальных валют при взаимных платежах.
"Помимо юридической возможности нам надо создать экономические стимулы для того чтобы расчеты в нацвалютах велись активнее. Запрета на ведение торговли в той или иной валюте нет, но должны быть созданы условия, когда расчет в нацвалютах будет для всех экономических игроков более выгоден, чем расчет в долларе или евро", - считает министр.
Она проинформировала, что по поручению премьер-министров стран-участников ЕАЭС Комиссия подготовила доклад по повышению устойчивости экономик стран Союза, в котором содержатся предложения об углублении сотрудничества в макроэкономической валютной сфере.
"В условиях волатильности курсов нацвалют стран ЕАЭС по отношению к валютам третьих стран, расширение использования нацвалют во взаимных расчетах является исключительно востребованным сегодня, поскольку это может стабилизировать валютную ситуацию", - отметила Т.Валовая.
Она считает, что наблюдаемая с конца 2014 года девальвация нацвалют стран ЕАЭС, была абсолютно экономически обоснованной, в частности свою роль сыграл нефтяной фактор и замедление экономик ключевых партнеров.
Напомним, что документы по созданию Евразийского Центрального Банка с переходом к единой валюте к 2025 году в ЕАЭС были подписаны в Казахстане в 2014 году.
Отметим, что в 2014-2015гг девальвации прошли в каждой из стран ЕАЭС. В упреждающем порядке первую девальвацию провел как раз Казахстан - в феврале 2014г Нацбанк отказался от поддержания курса тенге, в результате чего курс доллара поднялся более чем на 15%. Эта девальвация наряду с рядом других факторов повлекла ослабление национальной валюты Кыргызстана, которая за 2014 год потеряла 14% по отношению к доллару. Следующая, более мощная волна девальвации, была вызвана валютно-финансовым кризисом в России в декабре 2014 года. Тогда российский рубль обесценился на 50%, но затем немного скорректировался вверх, в результате чего девальвация валюты РФ за 2014 год составила 39%. В преддверии декабрьского коллапса рубля и предстоящего вступления в ЕАЭС скорректировать курс решили финансовые власти Армении, приняв 26 ноября 2014 года решение о снижении курса драма к доллару на 4%. Однако последующие события в России подтолкнули армянскую национальную валюту к дальнейшему снижению. В итоге за год драм обесценился к доллару более чем на 14%. Прочно связанная с российской белорусская экономика на декабрьское падение российского рубля тоже ответила девальвацией - сразу на 40% за декабрь 2014-январь 2015 годов. Временная стабилизация национальных валют во II квартале 2015 года завершилась в августе, когда вслед за падающим к доллару российским рублем вниз устремились белорусский рубль, тенге, армянский драм и кыргызский сом.