АрмИнфо. Уровень долларизации кредитного и депозитного портфелей банков Армении продолжает снижаться благодаря активному участию финансового сектора в реализации государственных программах поддержки экономики, в том числе и в борьбе с последствиями коронакризиса.
Кроме того, банки оперативно инициировали самостоятельные шаги поддержки своих клиентов в данной форс- мажорной ситуации, задействовав с 13 марта по июнь кредитные каникулы с лонгацией срока погашения, что позволило кредиторам избежать рисков неплатежей, а заемщиков спасло от ухудшения кредитных историй. Такого мнения придерживаются эксперты Рейтингового агентства AmRating.
В итоге, как показывает анализ данных, весомое превалирование темпов роста драмовых кредитов и депозитов (24,2% и 28%) над валютными (15,4% и 0,9%) снизило уровень долларизации в соответствующих портфелях к 1 августа 2020г до 49,7% и 53,5% соответственно. Но этот результат тем не менее выше уровня исторического минимума долларизации: по кредитам - в кризисном 2008 году - 38,5%, а по депозитам - в 2007 году - 42,5%. В период же очередного кризисного шока в 2014 году, спровоцированного сильным падением валюты основного торгового партнера страны - российского рубля, уровень долларизации в портфелях кредитов и депозитов армянских банков подскочил до 66% и 72% соответственно, далее ежегодно демонстрируя снижение. Отметим, что по данным Центробанка РА, суммарный кредитный портфель банков Армении на конец июня превысил 3.531 трлн драмов ($7.275 млрд, с годовым ростом на 20%), в структуре которых объем драмовых кредитов достиг 1.8 трлн драмов ($3.7 млрд), а валютных - 1.7 трлн драмов ($3.6 млрд). А портфель депозитов составил 3.528 трлн драмов ($7.269 млрд, с годовым ростом на 12%), в структуре которых объем драмовых вкладов достиг 1.6 трлн драмов ($3.4 млрд), а валютных - 1.9 трлн драмов ($3.9 млрд).
Доминанта драмовых кредитов пытается укрепиться
В общем кредитном портфеле доминирование драмовых кредитов над валютными на уровне 50,7% стало наблюдаться с апреля 2020г, но последующая ежемесячная волатильность сузила разрыв к 1 августа до 50,3% и 49,7%. По мнению аналитиков агентства AmRating, при таком слабовыраженном превалировании даже в среднесрочном разрезе вряд ли драмовым кредитам удастся восстановить доминанту 2007-2008гг (60,5-61,5%), но закрепить за собой 51-52% вполне возможно, если рост объема не даст слабину. Однако, предрекаемое волнообразное течение пандемии коронавируса с сопутствующим негативным воздействием на деятельность заемщиков разных отраслей, наталкивает на предположение, что доминанта за драмовыми кредитами удержится ненадолго - до тех пор пока субъекты хозяйствования не выйдут на предкризисные темпы развития. А пока драмовая составляющая доминирует за счет потребкредитов (законодательно осуществляемых в драмах), ипотеки и агрокредитов, причем последние в основном осуществляются по госпрограммам субсидирования.
В частности, доля драмовых потребкредитов превышает 85%, драмовой ипотеки составляет 67,3%, а драмовых агрокредитов - 63,5%, в то время как в кредитах промсектору, сфере торговли, строительному сектору, сфере услуг, сфере транспорта и связи весомо доминирует валютная составляющая - 72-85%.
Потребкредиты сузили обороты роста
Так, агрокредитование ускорило годовой рост с 0,8% до 18%, ипотека сохранила 37%-ый рост, а лидирующее по объемам потребкредитование, наоборот, замедлило рост с 30,4% до 18%. Однако по доле в кредитном портфеле потребкредиты удержали первенство - 27,1%, второе место сохранилось за кредитами промсектору - 15,9%, на третье продолжает занимать сфера торговли - 15%, четвертое закрепилось за ипотекой - 12%, и на пятом с 8,3% удержалась сфера услуг. Примечательно, что кредитование промсектора развернуло годовую динамику с 11,8%- го спада на 17,6%-ый рост, а по кредитованию торгового сектора и сферы услуг наблюдалось ускорение роста до 15,5-14,4% с 8-6,5% годом ранее. Но наиболее существенное ускорение роста фиксировалось по кредитованию сферы строительства - с 17,8% до 34,3%, а наиболее весомое замедление роста было по сфере транспорта и связи - с 31% до 10,8%.
Суммарный объем потребкредитов и ипотеки достиг к 1 августа 2020г 1.4 трлн драмов ($2.8 млрд) или 39% в общем кредитном портфеле, из коих свыше 27% это сугубо потребкредиты. Затем по объему кредитования следуют промсектор - $1.2 млрд и сфера торговли - $1.1 млрд.
По мнению аналитиков AmRating, на фоне продолжающегося углубления доминанты токсичных ссуд в потребкредитах (до 8% ссудного портфеля) дальнейшее сохранение банками акцента на розничном кредитовании грозит ухудшением качества портфеля, торможением роста активов, и возможным проседанием прибыли. Не исключено, что именно такая перспектива подтолкнула ЦБ РА к введению новых регулировок сдерживания рисков по потребкредитам, заемщики по которым, судя по оперативной реакции ЦБ, уже настолько перекредитованы, что не могут справиться с долговой нагрузкой. А ведь внедряемый регулятором коэффициент расчета предельной долговой нагрузки (в международной практике - PTI, payment to income - Ред.) защитит от рисков лишь новых заемщиков. По отношению же к перекредитованным эта регулировка скорее всего подтолкнет банки к новому витку масштабного рефинансирования, а в безнадежных случаях - к списаниям и потере в прибыли. Аналитики AmRating опасаются, что и на этот раз краткосрочный эффект неминуем, как было с амнистией штрафов/пени безнадежных ссуд, а значит в ближайшем будущем может последовать очередная капитализация банков для поддержания буфера ликвидности.
В депозитах доминанта валютных средств слабеет
В отличие от кредитного портфеля в депозитах продолжает доминировать валютная составляющая - 53,5% по состоянию на 1 августа 2020г, но сравнение этого уровня с фиксируемыми в 2009 году 73,4% свидетельствует о драмизации вкладов, доля которых в десятилетнем разрезе повысилась с 26,6% до 46,5%.
Годовой рост валютных депозитов замедлился с 16% до стагнационных 0,9%, в то время как аналогичные кредиты демонстрировали намного более высокие темпы роста (15,4%) с выходом из фиксируемого годом ранее спада. А по драмовым вкладам, наоборот, наблюдалось весомое ускорение роста с 18% до 28%, что оказалось выше темпов роста аналогичных кредитов (24,2%). Это удержало общий портфель депозитов в росте на 12%.
В общем портфеле депозитов (до востребования и срочные), превысивших к 1 августа 2020г 3.5 трлн драмов ($7.3 млрд), объем валютных составил 1.9 трлн драмов ($3.9 млрд), а драмовых достиг 1.6 трлн драмов ($3.4 млрд). Примечательно, что в срочных вкладах объем привлеченных драмовых средств вырос на 28% при стагнационном 0,5%-ом росте валютных привлечений, а в портфеле депозитов до востребования внушительный рост объема драмовых средств на 29% сопровождался 6%-ым спадом валютных привлечений.
А ставки ложатся на дно
Доминирование драмовых ссуд в кредитном портфеле и сужение разрыва с валютной составляющей в депозитах происходило на фоне продолжающегося спада процентных ставок. По данным ЦБ РА, процентные ставки по кредитам снизились к августу 2020г в среднем до 9,95%, в частности по драмовым - до 11,55%, а по долларовым - до 8,36%, против соответственно 14,31%, 17,68% и 10,94% в 2015 году.
При этом процентные ставки по депозитам снизились к августу 2020г до исторического минимума - в среднем до 4,81%, в частности минимальные 2,18% были зафиксированы по долларовым вкладам при 7,43% по драмовым, против соответственно 9,51%, 5,4% и 13,62% и в 2015 году, а 10 лет назад они выглядели так: 7,22%, в частности 8,37% по драмовым и 6,07% по долларовым.
Это сократило маржу в разрезе 10 лет с 9% до 5%, и продолжение тенденции снижения ставок еще более сузит возможности банков наращивать процентные доходы, тем более на фоне перспектив ухудшения качества кредитного портфеля, усугубляемых неопределенностью течения пандемии коронавируса с сопутствующим негативным воздействием на экономику и доходы населения.
По мнению экспертов, это есть зеркальное отражение ставки рефинансирования, которая с 2015г по сей день снизилась с 10% до 4,5%. Фактически на фоне пандемии коронавируса с целью стимулирования экономики ставки еще более снизились, почти достигнув дна, до которого остаются лишь какие-то 0,25%, на которые еще может быть снижение. До утихания пандемии ставки удержатся на этом уровне, но при инфляционной среде наметится их повышение. К этому уместно добавить, что в России базовая ставка снижена еще больше (с мартовских 6% до июльских 4,25%) нежели в Армении (с мартовских 5,5% до июньских 4,5%), в Европе и Японии уже <работают> отрицательные ставки, которые помогают оживить экономику. А в США базовая ставка достигла исторического минимума в 0-0,25% и сценарий ее снижения до минусовых значений ФРС пока отвергает, предлагая бороться с рисками глубокой рецессии с помощью бюджетного стимулирования.