Вторник, 29 Ноября 2022 19:07
Эммануил Мкртчян

Экономист: Надо концентрироваться на тех рынках, которые крупные, стабильные и растущие

Экономист: Надо концентрироваться на тех рынках, которые крупные, стабильные и растущие

АрмИнфо.В Армении регистрируется небывалый, как утверждают в правительстве, экономический рост. Цифры, на самом деле, впечатляют. Но стоят за этими статистическими рекордами все же  экзогенные процессы, которые необходимо развернуть в нашу пользу, придав им внутреннее ускорение и устойчивость.

О том, как это сделать экономический обозреватель АрмИнфо Эммануил Мкртчян побеседовал с репатриантом экономистом Нареком Авакяном.  

 

- Да, Армению здорово накачали денежными ресурсами, и не только денежными, прибывшие сюда релоканты, а санкционные меры против России открыли для армянских производителей новые товарные ниши. И дела, как будто, пошли в гору! Но многие не без основания считают, что рано пить шампанское, и надо опасаться, как бы ни скатиться вниз и не стать надолго инвалидами. Как ты полагаешь, какие шаги надо принимать правительству, какие программы осуществлять, чтобы сохранить устойчивость завтра, когда кончатся эти «тучные времена». На мой взгляд, нам судьба дает пару-тройку лет, и не воспользоваться этим сполна и основательно, просто глупо.

- Да ты прав, к сожалению, мы имеем дело с краткосрочными, ну в лучшем случае среднесрочными факторами. Думаю, что и в следующем году эти факторы будут пока актуальными, потому что отток капитала из России будет продолжаться, и в первую очередь он будет идти в наиболее доступные для него страны, в том числе и в Армению. Однако радует, что в этом процессе присутствуют и долгосрочные элементы. Факт, что переезжают в Армению не только люди, но еще и бизнес. Крупные российские компании перевозят сюда свои офисы. Причем не только чисто российские компании, но и иностранные международные, те, кто вынужден был свернуть бизнес в России, но еще хочет присутствовать на постсоветской территории. И многие из них выбирают Ереван в качестве локации для новых штаб-квартир.

- Это скорее ИТ и инжиниринговые компании. Производственных среди них нет?

- К сожалению, производство в Армению сложно переносить и налаживать в связи с множеством сдерживающих факторов. Это, как мы знаем, в первую очередь, дорогая и неудобная логистика. В этом смысле мы продолжаем оставаться закрытой страной и делать ставку на развитие крупнотоннажного и даже среднетоннажного производства не представляется возможным. Мы не вытянем и по ряду других причин, таких как недостаток квалифицированной рабочей силы, очень маленький внутренний рынок сбыта, нехватка сырьевой базы. Кроме всего прочего неудовлетворительно идут дела и в сфере доступа производителей к финансированию. Долгосрочное проектное финансирование в Армении – дело практически недоступное. Так что «классического» роста экономики мы пока не в состоянии обеспечить даже сегодня, когда казалось бы в страну потекли капиталы.

- Значит, нужно найти иные сферы и привлекать капиталы туда.

 - Ну у нас хорошо развиты другие сферы, благодаря которым тут открываются бизнесы. Это высокотехнологичный сектор – ИТ и инжиниринг - который очень хорошо развивается. Всем известно, что в Армении есть свои компании «единороги» - стартапы, некоторые из которых уже оцениваются в сотни миллионов долларов. Неважно, что эти компании не платят больших налогов в Армении, поменяли свою юридическую дислокацию туда, где есть готовая и хорошо апробированная для ИТ компаний среда. Но ценность этих компаний в технологиях, кадрах, инновациях, за счет чего постепенно создается в стране соответствующая экосистема. Она и способна абсорбировать капиталы. И для этого у нас есть макропреимущества.

- Ты говоришь о макроэкономической стабильности?

- Да, именно об этом.  На самом деле в Армении очень стабильная макроэкономика. Во-первых, как бы это странно не звучало сегодня, стабильная валюта. Я имею ввиду, что курсы валют держатся в рамках коридора в течение уже 20 лет. Да есть колебания, порой растут издержки как сейчас, но коридорная стабильность сохраняется и это очень важно. Понятно, что чрезмерное укрепление нацвалюты – вещь очень нежелательная. Но надо смотреть шире в долгосрочную перспективу. Сейчас конечно драм переоценен относительно фундаментального состояния экономики. Сейчас я бы взял коридор 420-470 драмов за доллар – самый, на мой взгляд, оптимальный и адекватный. Думаю, что коридор в дальнейшем будет снижаться с повышением конкурентоспособности экономики, с притоком инвестиций, человеческого капитала. Но в целом, что касается валютной политики – она грамотная и сбалансированная.

Армения – одна из немногих стран, где сравнительно стабильная инфляция, где не было сильных экономических потрясения, даже обусловленных геополитикой. Вспомните и во время «бархатной революции» и даже во время военных действий, макроэкономическое состояние страны было стабильным, не было краха, после которого экономику приходится очень долго восстанавливать.  Это тоже важный фактор.

Еще важным фактором является наличие установленного в Армении постреволюционного политического режима. На сегодняшний день Армения самая демократическая страна нашего «большого региона», за исключением может быть Израиля. Это касается и наших основных качественных инвестиционных показателей - борьба с коррупцией, другие международные индексы. В стране больше нет автократии, прошли совершенно прозрачные и справедливые выборы. Это очень важно для инвесторов, в том числе и для российских «релокантных инвесторов».

- Все это хорошо, но инфраструктура в стране еще не готова для «большого скачка». Даже сфера туризма, о которой в Армении говорят не первый десяток лет, не может похвастаться надлежащей инфраструктурой.  

- Я думаю, что делается немало. За счет серьезного сокращения коррупционного фактора и резкого повышения объемов госинвестиций дело двигается. Это реально видно, хотя и много чего осталось еще сделать и дорог построить и городскую среду благоустроить и облагородить, и железнодорожную сеть обустроить… Но, то что прогресс есть – это очевидный факт.

- Ограничиваться ИТ и инжинирингом, по-моему, неверно. И ИТ, и инжиниринг должны работать на благо внутреннего рынка, на рост производительности национальной экономики. А этого не происходит. Поэтому у нас очень низкий уровень производительности в стране и как результат – невысокая конкурентоспособность.   

- Да, согласен, уровень производительности низкий пока. По этому показателю мы в 1.5 раза отстаем от Турции, даже от России процентов на 30. В этом плане очень много предстоит сделать, и, к сожалению, в этом плане я не вижу государственной политики. Пока я не вижу, чтобы отдельные частные производства старались бы повысить свою конкурентоспособность и собственную рентабельность. Но без госполитики, без госпрограмм в этом плане сложно будет достичь серьезных показателей в обозримом будущем. Такими темпами пройдет не один десяток лет, прежде чем мы догоним хотя бы Восточную Европу.

- В Армении, можно сказать, начались конъюнктурно "тучные времена". И в этом плане хочется вернуться к первоначальной теме нашего разговора. Без вопроса «кто виноват?», перейти к вопросу «что делать?»

- Нужно в первую очередь кардинально улучшать рынок труда, снижать безработицу до менее 10%, желательно до 5%.

- Были бы квалифицированные кадры – ради Бога. А у нас дефицит на рынке труда, причем тотальный, во всех сферах.

- Я согласен, но будут рабочие места, со временем появятся и кадры. Во-вторых, надо значительно повышать доходы населения. И это касается качественного повышения. Что я имею в виду? У нас на сегодня половина населения зарабатывает менее чем 150 тыс драмов в месяц. И это серьезная проблема. 150 тыс драмов должна быть по сегодняшним ценам – минимальная зарплата. Но никак не та зарплата, которую получает половина населения. В регионах вообще печальная картина. Это можно исправить только госполитикой. Государство должно существенно повысить соцрасходы, и, конечно же, минимальную заплату. И существенно. Но последовательно. Сначала снижать безработицу, создавать конкуренцию на рынке труда. Потом резко повышать минимальные зарплаты. Они растут, но недостаточно. Как результат у нас, если говорить простыми терминами, рынок труда на сегодняшний день – это не рынок работника, а рынок работодателя. А вот должно быть наоборот. Это будет лучше и для экономики, и для самих работодателей. Потому что вырастит внутренний спрос, повысятся доходы населения, объем внутреннего рынка увеличится.

Отмечу, что для любой развитой экономики нужны квалифицированные кадры и неважно на что делается ставка – на тяжелую промышленность или на туризм, сельское хозяйство или на высокие технологии. Если кадры не квалифицированные – они зарабатывают мало, а это означает низкую производительность, низкий спрос и конкурентоспособность продукции не высока, и обеспечивается все это дешевой рабочей силой и дешевой себестоимостью, и больше ничем. Поэтому это не тот подход, который для нас целесообразен.

- И как же быть?

- Во-первых, правительство не работает с рынком труда. Никто не занимается аналитикой рынка труда, не дает направлений, консультаций. А это надо делать. Со стороны правительства должны идти инициативы по развитию рынка. Нужны оценки того, что происходит с рынком, каковы зарплатные ожидания, и какие есть проблемы.

Поэтому важнейший фактор – это подготовка квалифицированных кадров. Это фактор образовательного скачка и государство должно вкладывать сюда очень серьезные деньги и привлекать сюда деньги в качестве инвестиций. Причем частных инвестиций в образование должно быть ну хотя бы в два раза больше чем государственных. Это хорошо, что государство увеличивает затраты на образование, на науку, но частных инвестиций в эти сферы пока очень мало. А мало, потому что государство молчит. Это конечно программа не на год или два, она как минимум на 10-12 лет, но кардинальные изменения уже нужно вводить. Это нужно делать, потому что в армянских реалиях ставку надо делать на человеческий капитал в высокотехнологических секторах и в наукоемких нишах.

Второе – надо стимулировать инвестиции. В Армении очень сильный инвестиционный голод. На сегодняшний день инвестиции даже 25% от экономики не составляют. Должно быть, как минимум 40%. Мы развивающаяся страна, небольшая экономика.

- О каких инвестициях мы говорим? В банках у нас, за счет взлета непроцентных доходов, я бы сказал, сверх избыточная ликвидность - груз, который они с трудом обслуживают посредством рынка долговых обязательств. А статистика показывает, что деньги есть, но в экономику они не идут.

- Банки в первую очередь надо стимулировать, чтобы они кредитовали экономику. Это касается именно корпоративного кредитования. Получить корпоративный кредит в армянском банке в частном порядке – абсолютно нереально. Это должны быть либо госпрограммы, либо международные программы, в которые можно попробовать влезть. В единичных случаях удается получить корпоративный кредит.

- А как изменить ситуацию?

- Центробанк должен это делать различными нормативами, требованиями… Например, можно снизить норматив достаточности капитала. Можно ввести нормативы по прибыли. Банки должны быть заинтересованы в кредитовании экономики. Сейчас, когда разговариваешь с армянскими банкирами, у них такая прямо эйфория от вертолетных денег. Они должны понимать, что это вещь конъюнктурная и сугубо краткосрочная. То есть, в лучшем случае это продолжится в следующем году и все – как говорят халява закончится. Надо развивать нормальный банковский бизнес, надо кредитовать экономику. Надо увеличивать кредитные портфели. Этим должен заниматься ЦБ. Пока же он обеспечивает макроэкономическую стабильность. Это безусловно верно, но в тоже время ЦБ в связке с правительством должны быть заинтересованы в развитии экономики. В этом должны быть заинтересованы все, в том числе и акционеры банков, если они бизнесмены и работают, как говорится «в длинную». Поэтому развитие банковской системы как медиатора экономики очень важно. Она должна быть главным фактором роста инвестиций.

- В условиях отсутствия иных источников… 

- Конечно, есть и международные иностранные инвестиции, но скажем так – иностранные инвестиции не придут без внутренних инвестиций. Если говорить объективно, то в первую очередь надо надеяться на внутренние ресурсы. И поэтому надо стимулировать банковскую систему кредитовать экономику.

- Сегодня вновь заговорили об инвестиционном потенциале Диаспоры. За долгие годы я понял, что концентрироваться на этом вообще не надо. Это неэффективно, если речь не идет о репатриации наших соотечественников, а лишь об инвестициях. Ты как считаешь? 

- Это сложный вопрос. Но я согласен, не надо концентрироваться на диаспоре. Я думаю, что нам надо работать со всеми и не ставить различия для инвесторов.  Ставку надо делать на инвесторов в целом.

- Сегодня, как мы знаем, растет наш экспорт. Но основной рост приходится на Россию. И тут у нас появляются средне- и долгосрочные риски. Думаю, что в этом плане нам гордиться пока нечем. Каким ты находишь положение в нашей внешней торговле? 

- Очень важный момент. Надо искать новые рынки, диверсифицировать их. Слава Богу, у нас пока нет тотальной зависимости от российского рынка, нет голландской болезни, и мы критически и тотально не зависим от какого-то одного рынка сбыта товаров. Совокупная зависимость от России составляет 25-30% от экспорта. Это не такая критическая цифра. Но уповать на ее рост и гордиться дальнейшим ростом товарооборота с нашим стратегическим союзником не стоит.

- А что стоит?

- Как я сказал – надо повышать диверсификацию рынка и помогать производителям повышать качество продукции так, чтобы она соответствовала критериям новых рынок, в том числе европейскому, арабскому, китайскому или американскому. У каждого рынка свои критерии и требования. Это не значит что государство должно вмешиваться в дела производителей, повышать качество продукции. Но оно должно открывать эти рынки.

Должна работать экономическая дипломатия, которой, к сожалению, не существует. Надо постоянно вести переговорный процесс, добиваться преференции и доступа наших товаров. Это нелегко, но это надо делать и тогда производители сами начнут туда проникать. Типичный пример – Грузия, которая сумела переориентировать свой алкогольный и сельхоз экспорт на европейские и азиатские рынки. Она очень долго добивалась этого и добилась своего. Теперь у них нет однобокой зависимости. Надо понять, что уповать на рынки ЕАЭС – абсолютно бессмысленное занятие. Работать надо, но концентрироваться уж точно не надо. Трудно сказать, сохранятся ли эти рынки в ближайшие года 3-5, но в целом, рынки будут сокращаться за счет снижения потребительского спроса. Поэтому надо концентрироваться на тех рынках, которые крупные, стабильные и растущие.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Введите код     


Новости
Нарек Мкртчян: Средний размер пособия по необеспеченности в Армении увеличится с 33,350 до 49,330 драмНарек Мкртчян: Средний размер пособия по необеспеченности в Армении увеличится с 33,350 до 49,330 драм
Нынешний пересмотр налога с оборота губителен для армянского бизнеса: Экс-помощник премьера обвиняет Минфин в неправильном выполнении поручений ПашинянаНынешний пересмотр налога с оборота губителен для армянского бизнеса: Экс-помощник премьера обвиняет Минфин в неправильном выполнении поручений Пашиняна
Выручка сферы связи Армении замедлилась в ростеВыручка сферы связи Армении замедлилась в росте
Грузоперевозки в Армении за 11 месяцев сократились на 10,2%, при росте пассажироперевозок на 18,1%Грузоперевозки в Армении за 11 месяцев сократились на 10,2%, при росте пассажироперевозок на 18,1%
В Армении владельцы угнанных и находящихся в розыске транспортных средств будут освобождены от уплаты налога на имуществоВ Армении владельцы угнанных и находящихся в розыске транспортных средств будут освобождены от уплаты налога на имущество
Оверчук назвал решение Армении о запуске вступления в ЕС началом выхода из ЕАЭСОверчук назвал решение Армении о запуске вступления в ЕС началом выхода из ЕАЭС
Во внешней торговле Армении доля драгоценных металлов и камней к  декабрю 2024г достигла 52%Во внешней торговле Армении доля драгоценных металлов и камней к декабрю 2024г достигла 52%
К декабрю 2024г. объем выработки электроэнергии в Армении достиг 8 455 млн. кВт.ч.К декабрю 2024г. объем выработки электроэнергии в Армении достиг 8 455 млн. кВт.ч.
КГД РА: Кому и как подавать налоговые декларации в 2025-м годуКГД РА: Кому и как подавать налоговые декларации в 2025-м году
Армянские производители примут участие в международной выставке ПРОДЭКСПО- 2025Армянские производители примут участие в международной выставке ПРОДЭКСПО- 2025
Минфин и Минэкономики Армении меняются рядом функцийМинфин и Минэкономики Армении меняются рядом функций
Металлургическая отрасль Армении стала расти за счет увеличения объемов производства концентрата меди и цинкаМеталлургическая отрасль Армении стала расти за счет увеличения объемов производства концентрата меди и цинка
В период с 2021 по 2024г.г.  объем производства вина в Армении вырос на 15%, экспорта - на 35%В период с 2021 по 2024г.г.  объем производства вина в Армении вырос на 15%, экспорта - на 35%
ЦБ Армении: С октября 2025г вступает в силу требование по обеспечению операционной совместимости при платежах или переводах с использованием QR-кодовЦБ Армении: С октября 2025г вступает в силу требование по обеспечению операционной совместимости при платежах или переводах с использованием QR-кодов
Экономист: За 2018-2024 гг. зависимость армянской экономики от российской возросла в несколько разЭкономист: За 2018-2024 гг. зависимость армянской экономики от российской возросла в несколько раз
Армения и США создадут рабочую группу для усиления контроля за экспортом товаров двойного назначенияАрмения и США создадут рабочую группу для усиления контроля за экспортом товаров двойного назначения
Ларс закрыт для фурЛарс закрыт для фур
В Армению возобновился поток иностранных инвестиций из офшорного ДжерсиВ Армению возобновился поток иностранных инвестиций из офшорного Джерси
Министр: Армения и Иран должны продолжить сотрудничество по всем направлениямМинистр: Армения и Иран должны продолжить сотрудничество по всем направлениям
Агаси Тавадян:  реальные доходы армянских семей зафиксировали ростАгаси Тавадян:  реальные доходы армянских семей зафиксировали рост
$200 млн Америабанку от IFC - крупнейшая сделка когда-либо заключенная IFC с финучреждением в Армении$200 млн Америабанку от IFC - крупнейшая сделка когда-либо заключенная IFC с финучреждением в Армении
Армения и Иран намерены расширить сотрудничество в сферах промышленности, сельского хозяйства и туризмаАрмения и Иран намерены расширить сотрудничество в сферах промышленности, сельского хозяйства и туризма
Глава ГК Глава ГК "Ташир": в условиях глобальных геополитических вызовов членство Армении в ЕАЭС крайне важно для стабильности страны
Производительность труда в Армении за 3 года выросла почти на 80%Производительность труда в Армении за 3 года выросла почти на 80%
По итогам 2024 года Армению посетило на 7% меньше туристов, чем в 2023 годуПо итогам 2024 года Армению посетило на 7% меньше туристов, чем в 2023 году
Металлургический завод в Ерасхе перейдет к массовому производству уже в феврале- марте этого годаМеталлургический завод в Ерасхе перейдет к массовому производству уже в феврале- марте этого года
Министр экономики: В повестке правительства Армении нет вопроса о выходе из ЕАЭСМинистр экономики: В повестке правительства Армении нет вопроса о выходе из ЕАЭС
Геворг Папоян: С запуском Амулсарского проекта ежегодно экономика будет получать дополнительно $120 млн только в виде налоговГеворг Папоян: С запуском Амулсарского проекта ежегодно экономика будет получать дополнительно $120 млн только в виде налогов
Риски для Армении при выходе из ЕАЭС очевидны: Минфин АрменииРиски для Армении при выходе из ЕАЭС очевидны: Минфин Армении
ЦБ Армении: Имеются все предпосылки для обеспечения инфляции в 2025 году на уровне 3%ЦБ Армении: Имеются все предпосылки для обеспечения инфляции в 2025 году на уровне 3%
Геворг Папоян о проекте <Сухой порт>: Мы думаем также о более глубинном экономическом исследовании, связанном с окончательными подсчетами экономических последствийГеворг Папоян о проекте <Сухой порт>: Мы думаем также о более глубинном экономическом исследовании, связанном с окончательными подсчетами экономических последствий
Минфин Армении в очередной раз снизил свой прогноз по росту ВВПМинфин Армении в очередной раз снизил свой прогноз по росту ВВП
На кредит ВБ в Армении будут модернизированы три электрические подстанцииНа кредит ВБ в Армении будут модернизированы три электрические подстанции
Глава КГД Армении и посол США отмечают важность создания более эффективной среды во взаимной торговлеГлава КГД Армении и посол США отмечают важность создания более эффективной среды во взаимной торговле
Глава Минфина РА: мы преуспели в нашей экономической политикеГлава Минфина РА: мы преуспели в нашей экономической политике
В Армении все непубличные фонды будут подчиняться требованиям Центрального БанкаВ Армении все непубличные фонды будут подчиняться требованиям Центрального Банка
Каким был рост экономики Армении, если бы не было реэкспорта?Каким был рост экономики Армении, если бы не было реэкспорта?
Главный таможенник ИРИ: Наибольшая доля экспорта Ирана в рамках ЕАЭС пришлась на Россию, Армению и КазахстанГлавный таможенник ИРИ: Наибольшая доля экспорта Ирана в рамках ЕАЭС пришлась на Россию, Армению и Казахстан
Валютный межбанк Армении на первой неделе 2025 года пассивничалВалютный межбанк Армении на первой неделе 2025 года пассивничал
Председатель КГД Армении обсудил с послом Индии процесс улучшения взаимодействия по налоговым и таможенным вопросамПредседатель КГД Армении обсудил с послом Индии процесс улучшения взаимодействия по налоговым и таможенным вопросам
За 11 месяцев производство вина в Армении сократилось на 27,1%, при росте выпуска коньяка на 4,9%За 11 месяцев производство вина в Армении сократилось на 27,1%, при росте выпуска коньяка на 4,9%
К декабрю 2024 года промышленный сектор ускорился в ростеК декабрю 2024 года промышленный сектор ускорился в росте
Минфин Армении сокращает расходы госказны по линии жилищного обеспечения военнослужащихМинфин Армении сокращает расходы госказны по линии жилищного обеспечения военнослужащих
В Армении за 2024 год зафиксирована инфляция в 1,5% на фоне подорожания продуктов питания и услугВ Армении за 2024 год зафиксирована инфляция в 1,5% на фоне подорожания продуктов питания и услуг
В Армении рост экономической активности в январе-ноябре 2024г замедлился с 9,4% до 7,4%В Армении рост экономической активности в январе-ноябре 2024г замедлился с 9,4% до 7,4%
За год уровень безработицы в Армении вырос с 12% до 13,3%За год уровень безработицы в Армении вырос с 12% до 13,3%
Глава Профсоюзов Армении: Сокращение или увеличение рабочего времени не повлияет на экономический рост в странеГлава Профсоюзов Армении: Сокращение или увеличение рабочего времени не повлияет на экономический рост в стране
Пашинян заявил о 400%-м росте пассажиропотока между РА и ЕС за последние 7 летПашинян заявил о 400%-м росте пассажиропотока между РА и ЕС за последние 7 лет
Компания Mayler в 2025 году планирует инвестировать в развитие горнолыжного курорта в селе  Египатруш 12 млрд драмовКомпания Mayler в 2025 году планирует инвестировать в развитие горнолыжного курорта в селе  Египатруш 12 млрд драмов
Всемирный Банк поможет Армении в реализации новой водной программыВсемирный Банк поможет Армении в реализации новой водной программы
Оверчук: ЕАЭС и ЕС несовместимы. Еревану придется сделать выборОверчук: ЕАЭС и ЕС несовместимы. Еревану придется сделать выбор
Армения в январе вновь направит свои предложения российской стороне для правок межправительственного соглашении в сфере телевещанияАрмения в январе вновь направит свои предложения российской стороне для правок межправительственного соглашении в сфере телевещания
Мхитар Айрапетян: То, как Армения использует полученные со спутника снимки, не касается наших испанских партнеровМхитар Айрапетян: То, как Армения использует полученные со спутника снимки, не касается наших испанских партнеров
Давид Худатян представил проведенные в 2024 году работы на транспортном коридоре <Север-Юг>Давид Худатян представил проведенные в 2024 году работы на транспортном коридоре <Север-Юг>
Из аэропорта Сюник в 2024 году был совершен 71 рейс в направлении Ереван-Капан- ЕреванИз аэропорта Сюник в 2024 году был совершен 71 рейс в направлении Ереван-Капан- Ереван
Давид Худатян о строительстве АЭС: Мы рассматриваем предложения не только из РФ и США, но и из других странДавид Худатян о строительстве АЭС: Мы рассматриваем предложения не только из РФ и США, но и из других стран
Объемы восстановленных Службой госнадзора в госбюджете Армении средств возросли в 100 раз - Романос ПетросянОбъемы восстановленных Службой госнадзора в госбюджете Армении средств возросли в 100 раз - Романос Петросян
Европейский инвестиционный банк предоставит Армении грант в 10,1 млн евро на программу энергоэффективности в ЕреванеЕвропейский инвестиционный банк предоставит Армении грант в 10,1 млн евро на программу энергоэффективности в Ереване
Строительство участка Сисиан-Каджаран программы <Север-Юг> планируется завершить к концу 2031 годаСтроительство участка Сисиан-Каджаран программы <Север-Юг> планируется завершить к концу 2031 года
ЮКЖД: в прошлом году в Армении зафиксирован рост пассажиропотока по железной дороге на 4,6%ЮКЖД: в прошлом году в Армении зафиксирован рост пассажиропотока по железной дороге на 4,6%
Читать больше
Курсы валют
14.01.2025
RUB3.87-0.01
USD397.780.56
EUR408.042.96
GBP484.732.74
CAD276.601.48
JPY25.20-0.04
CNY54.260.08
CHF434.210.85