АрмИнфо. Давайте увеличим финансирование неэффективно работающей системы здравоохранения и сделаем доброе дело. Так, по словам директор Службы управленческого консалтинга компании <Америа> Тиграна Джрбашяна, можно охарактеризовать предлагаемую правительством Армении в лице Минздрава модель Всеобщего обязательного медицинского страхования (ОМС).
<При рассмотрении цифр появляется ощущение, что в системе здравоохранения складывается очень своеобразная ситуации - она одна из самых неэффективных. Обусловлено это рядом причин>, - заявил экономист в интервью civil.net.
Так, при рассмотрении текущих расходов на здравоохранение (расходы государства, общества) в процентах от ВВП можно заметить, что этот показатель в Армении за 2020 год составил более 12% от ВВП и превышает показатели таких стран, как Израиль (8%), Италия (10%), Финляндия (10%), и сопоставим с Францией (12%) или Германией (13%). <Эти цифры говорят о том, что здравоохранение для населения Армении - очень дорогое удовольствие>, - отметил Тигран Джрбашян.
В то же время за последние 20 лет расходы на здравоохранение на душу населения в Армении, как государственные, так и частные, выросли почти в 20 раз, с 26 долларов США в 2000 году до 524 долларов США в 2019 году. В результате в настоящее время стоимость медицинских услуг в Армении значительно превышает аналогичные показатели в других странах региона. По этому показателю Армения превосходит показатели как Грузии (291 доллар), так и Азербайджана (193 доллара). <Казалось бы с такими расходами на здравоохранение, ситуация со здравоохранением должна была быть более благоприятной>, - указал экономист.
Однако по данным на 2019 год неинфекционные заболевания являются причиной около 93% смертей в Армении (коэффициент 829, при этом 1990 году показатель составлял 528). По этому показателю Армения превышает не только средний мировой показатель (73%), но и сопоставимых стран (85%).
Армения регрессировала также по индексу качества и доступности здравоохранения - с 71 в 2016 году до 63,2 в 2019 году. <Мы создали настолько неэффективную систему здравоохранения, что еще в 2015 году в Армении было 4,2 больничных койки на 1000 жителей, что более чем в 1,5 раза превышает среднемировой показатель, составляющий 2,7 койки. Этот показатель Армении сопоставим с рядом стран Западной Европы, в том числе с Грецией (4,2), Люксембургом (4,3), Швейцарией (4,4), и превосходит аналогичный показатель таких стран, как Швеция (2,1), Норвегия (3,5) и Дания (2.6).
По количеству врачей на 1000 жителей Армения (4,4 врача на 1000 жителей) превосходит как среднемировые (1,7), так и средние показатели стран с доходом выше среднего (2,3) и стран с высоким уровнем дохода (3,7). Армения занимает лидирующие позиции по количеству сделанных МРТ на 1000 жителей и превосходит по показателю многие передовые страны Западной Европы Получается мы больше тратим, но сильно уступаем по качеству и схожи со странами <третьего мира>, - подчеркнул он.
Как считает эксперт, секрет в развиваемой долгие годы модели финансирования здравоохранения. <Для эффективной реализации госфинансирования необходимо иметь определенные протоколы, так называемые стандарты лечения болезней. Об этом говорилось многие годы, но стандарты так и не были разработаны>, - отметил Джрбашян. В результате, одну и ту же болезнь в разных медучреждениях лечат по-разному - в зависимости от степени близости к врачу или руководству клиники.
Все это, как считает Джрбашян, привело к тому, что система работает автономно, для себя, ради себя, а не ради достижения результата. Все вовлеченные в процесс бенефициары взаимосвязаны, их интересы совпадают: госчиновники - в роли распределителей средств, больницы - в желании урвать себе дополнительный кусок от государственного финансирования. Как результат, уже в начале года - в апреле, мае, заканчивается госзаказ, а больному, который осознает, что в этих условиях ему не <светит> лечение, приходится из своего кармана платить для получения медуслуг. <Таким образом мы имеем круговую поруку, где интересы всех совпадают, кроме конечного потребителя>, - указал эксперт.
В этих условиях, как отметил экономист, Минздрав предложил Концепцию внедрения всеобщего медицинского здравоохранения, где ни слова не обмолвился о наличии серьезнейших задач в сфере, о необходимости повышения ее эффективности, в частности о разработке стандартов и развитии первичной медико-санитарной помощи.
По этой причине безрезультатной окажется также популистская идея авторов документа о социальной солидарности, в рамках которой Всеобщее медицинское страхование Армении будет отбирать у богатых и давать бедным, то есть работающие граждане будут платить за неработающих страховые взносы, которые на самом деле станут новым видом налога. Помимо этого, как отмечает эксперт, для успешного внедрения ОМС, можно было на начальном этапе определить порог получаемых гражданами доходов, их имущества, при превышении которого им бы не был доступен госзаказ. Это могло бы разгрузить систему, а средства направить более адресно.
<Институт перераспределения благ начинает работать в том случае, когда в результате этого бенефициары - социально уязвимые слои, начинают получать эти услуги. Но предлагаемая система не обеспечит этого, поскольку без проведения необходимых реформ, система превратится в монстра, который законсервирует всю неэффективность в системе и даже кратно увеличит ее степень. То есть, мы подливаем масло в огонь, сжигающее средства налогоплательщиков>, - отметил Тигран Джрбашян.
Как отметил экономист, проблема не в самой идее внедрения ОМС. На сегодня самой эффективно работающей системой является частное страхование, которое заинтересовано в контроле качества предоставляемых медучреждениями услуг. Но, вместо того, чтобы воспользоваться успешным опытом того же страхования ответственности для водителей транспортных средств (ОСАГО), власти решили забрать систему в свои руки, - создать Государственный фонд, где у руля будет глава Минздрава, и который будет ведать всем госзаказом.
Отметим, что несмотря на то, что большинство независимых экспертов считают Концепцию недоработанной, сырой и не отвечающей декларируемым целям и задачам, 2 февраля документ был одобрен правительством РА