АрмИнфо. Долговая нагрузка частного сектора в Армении продолжит расти. Быстрый рост кредитования в 2024г. и прогнозируемые высокие темпы роста в 2025г. (вблизи 5%) означают, что отношение долга частного сектора Армении к ВВП, вероятно, быстрее восстановится до трендового уровня. Продолжающееся быстрое накопление долга, особенно в секторе домохозяйств с его стабильно низкой нормой сбережений, остается долгосрочной проблемой. Об этом говорится в докладе S&P Global Ratings "Прогноз по банковскому сектору стран Центральной Азии и Кавказа".
Конкретно по Армении аналитики S&P Global отмечают, что положительным моментом является то, что рост цен на жилье в Ереване замедлился в 2024 году примерно до 6%. S&P Global ожидает, что аннулирование с 2025 года налогового вычета для ипотечных заемщиков приведет к дальнейшему снижению темпов роста кредитования. Нормализация рентабельности банковского сектора продолжится благодаря более сильному эффекту базы, снижению доходов от конвертации валюты и спаду мировых ключевых ставок. S&P Global ожидает, что рентабельность активов армянских банков снизится в среднем примерно до 2,1%.
Всего по региону S&P Global Ratings прогнозирует на 2025 год сохранение положительной динамики банковского сектора стран Центральной Азии и Кавказа. Ожидается, что показатели банков в Армении, Грузии, Азербайджане, Казахстане и Узбекистане останутся устойчивыми в 2025 году (как и в 2024г.). Низкий двузначный рост кредитования и стабильное качество активов будут поддерживать прибыльность и уровень капитала. Об этом отмечается
Аналитики S&P Global обращают также внимание на следующие факторы:
- Сохраняющиеся благоприятные перспективы экономического роста в регионе, высокий спрос на кредитование, особенно в розничном сегменте, сильные показатели фондирования и ликвидности, а также стабильные запасы капитала на фоне устойчивой прибыльности поддержат кредитные рейтинги в 2025г (в Армении - это Америабанк и Ардшинбанк, кредитный рейтинг которых имеет прогноз "Стабильный").
- Основные риски - усиление геополитической напряженности, замедление мировой или региональной экономики, которое будет более выраженным, чем ожидается в базовом сценарии S&P Global. Кроме того, это агрессивный рост розничного кредитования, быстрый рост цен на жилье, который может усилить дисбалансы, а также другие развивающиеся риски, связанные с цифровизацией, искусственным интеллектом, изменением климата и киберугрозами. Для пяти рассматриваемых стран региона сохранение баланса в отношениях с Западом и Россией будет непростой задачей, особенно с учетом того, что Россия остается их основным торговым партнером. Для Армении дополнительная неопределенность обусловлена перспективой заключения мирного договора с Азербайджаном, требующего решения ряда сложных вопросов.
- Регулирование, надзор и управление банковскими секторами стран региона даже после изменений все еще остаются менее прозрачными и предсказуемыми по сравнению с тем, что наблюдается на развитых рынках, т.е. все еще отстают от передовой практики. В частности, по Армении аналитики S&P Global подметили: "Центральный Банк РА использовал макропруденциальные инструменты и повысил требования к контрциклическому буферу до 1,75% со вступлением в силу этой планки с 1 мая 2025г. Все еще применяются требования Pillar II. На 2025 год запланированы переход к надзорному процессу обзора и оценки финансовых рисков банка по методологии Supervisory Review and Evaluation Process (SREP), принятие закона о процедуре оздоровления банков и о бессрочном долге".
Вместе с тем, аналитики S&P Global считают, что гипотетическое прекращение российско-украинского конфликта будет иметь ограниченное влияние на банковские системы стран в регионе в 2025 году. Тем более, что на данный момент сложно оценить точные масштабы или сроки возможного прекращения огня или любого другого решения. Однако, по их мнению, если сценарий прекращения огня реализуется, его влияние на банковские секторы рассматриваемых стран будет ограниченным.
Влияние на экономический рост также будет ограниченным. Для Армении, Грузии и Узбекистана, стран, где приток людей и капитала из России и Украины, связанный с войной, и увеличение объемов торговли в наибольшей степени способствовали росту за последние несколько лет, прогнозы S&P Global уже предполагают некоторое замедление экономического роста. S&P Global ожидает постепенного сокращения объема депозитов нерезидентов и потоков капитала.
Приток депозитов нерезидентов в регион, в первую очередь из России, постепенно сокращается после достижения пикового уровня в 2022-2023гг. По мнению аналитиков S&P Global, даже если часть средств будет переведена обратно в Россию или в третьи страны, риск ускоренного оттока депозитов остается ограниченным. Это связано с тем, что неопределенность относительно макроэкономических и политических перспектив России, включая ограничения перевода и конвертации валюты, останется высокой в ближайшей перспективе.
Прогнозируется снижение темпов роста комиссионных доходов. Исключительно высокий рост банковских комиссий за обмен валюты и переводы в 2022-2023гг. постепенно замедлился. Нормализация темпов роста может немного ускориться в 2025 году, когда объемы непроцентных доходов вернутся к нормальному уровню. S&P Global не ожидает никакого существенного влияния на рост кредитования, отмечая, что частные лица и организации, переехавшие в страны региона из-за войны, в основном пользовались сберегательными и платежными услугами банков в регионе, а не кредитованием. Таким образом, если мигранты решат покинуть регион, это не окажет существенного влияния на рост кредитования.
Аналитики S&P Global, отмечая ограниченное влияние на стоимость жилья, подметили, что во многом из-за увеличения миграции из России и Украины, вызванного войной, цены на аренду жилья в регионе за последние три года заметно выросли, особенно в Грузии и Армении. В то же время, по их мнению, влияние, оказываемое мигрантами на цены на жилье в регионе в целом менее выражено. Поэтому ожидается, что потенциальное возвращение мигрантов на родину окажет контролируемое влияние на динамику цен на жилье в регионе.
- Стабильное качество активов банков будет поддерживаться благоприятной макроэкономической средой и продолжающимся устойчивым ростом кредитования, в то время как разрыв между самыми сильными и самыми слабыми банками сохранится.
- Банки, которые активно расширяли бизнес, особенно в сегментах с высоким уровнем риска, таких как необеспеченное потребительское кредитование, государственные банки, чрезмерно вовлеченные в масштабное целевое кредитование, и банки со слабыми системами андеррайтинга и управления рисками, вероятно, столкнутся с более выраженным ухудшением качества активов по сравнению с сопоставимыми банками.
- Расхождение между данными о проблемных кредитах, представленными в соответствии с национальными стандартами бухучета, и данными, представленными в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (IFRS), вероятно, сохранится в большинстве стран региона и продолжит искажать истинную картину качества активов на этих рынках. Доля кредитов, классифицированных в фазе 3 (группа высоко рискованных - Ред.) останется стабильной в 2025 году.
- Прибыльность банков будет поддерживаться более низкой стоимостью риска по сравнению со средней стоимостью риска за цикл и стабильными показателями качества активов.
- S&P Global ожидает небольшого снижения чистой процентной маржи на 10-30 базисных пунктов (б.п.) в ближайшие 12-24 месяцев, что в значительной степени будет отражать усиление конкуренции. Увеличение доли высокодоходных потребительских кредитов, а также кредитов малым и средним предприятиям (МСП) несколько снизит давление. За последние пять лет ключевые ставки рефинансирования центральных банков стран региона оказали ограниченное влияние на ставки по кредитам и срочным депозитам в национальной валюте.
- Несмотря на то, что инвестиции в цифровизацию, автоматизацию и кибербезопасность имеют решающее значение для обеспечения эффективного реагирования на быстро меняющиеся потребности клиентов и сложные условия, повышение эффективности затрат, скорее всего, проявится только в долгосрочной перспективе.
- По прогнозу S&P Global, рентабельность капитала будет устойчивой в 2025 году, но окажется ниже пиковых значений 2023-2024гг. Стабильная стоимость риска и высокая чистая процентная маржа поддерживают прибыльность.
- Более крупные игроки, закрепившие свои позиции на рынке, имеют больше возможностей для дальнейшего устойчивого роста кредитования и регулярно выплачивают дивиденды акционерам. В то же время менее крупные банки зависят от вливаний капитала со стороны акционеров для финансирования роста.
- Основной капитал банков главным образом состоит из капитала 1-го уровня, тогда как использование гибридных инструментов капитала ограничено.
- Капитализация, указанная в соответствии с национальными нормативными требованиями, будет по-прежнему превышать оценки S&P Global капитала с поправкой на риск (RAC) из-за различий в расчете риск-весов по активам и определения капитала 2-го уровня. Оценки капитала и прибыльности, скорее всего, для большинства банков будут оставаться стабильными в 2025 году.
Ресурсная база банков останется стабильной
- Приток депозитов нерезидентов сократился, но, вероятно, будет несколько волатильным.
- Стабильное финансирование означает управляемый риск финансирования для банковских секторов региона.
- Внутренние депозиты, государственное финансирование и финансирование со стороны международных финансовых организаций, поддерживаемые улучшением макроэкономической среды, являются основными источниками финансирования банковских секторов в регионе.
- Несмотря на снижение объема притока депозитов нерезидентов в регион по сравнению с пиковыми значениями 2022- 2023гг., аналитики S&P Global ожидают, что он сохранится на уровне 2024 года. По их прогнозу, эти депозиты останутся стабильными даже в случае окончания конфликта в Украине.
- Выпуск евробондов, как считают в S&P Global, скорее всего, не будет иметь большого значения, поскольку доступ к внешним рынкам капитала останется ограниченным.