АрмИнфо.Многое будет зависеть от степени эскалации и ее продолжительности. Об этом заявил министр финансов РА Ваге Ованнисян 16 июня на пресс-конференции, отвечая на вопрос АрмИнфо о возможных рисках для экономики РА вследствие ирано-израильского конфликта.
По словам министра, в Программе среднесрочных расходов Армении на 2026-2028 гг. не отображены риски связанные с обострением ирано-израильского конфликта. Рисковые сценарии рассмотрены в бюджетном документе, добавил он.
В частности, указал Ованнисян, кабмин рассматривает разные сценарии, самый негативный из которых замедление экономического роста до 1,3%, вместо 5,1% в текущем году.
<Есть еще явления, которые могут негативно на нас повлиять, есть явления, которые могут позитивно на нас повлиять. Многое зависит от степени эскалации и ее продолжительности. Я просто хочу напомнить, что когда в 2022 году началась российско-украинская война, мы, исходя из опыта 2014 года, сразу стали рассматривать худшие сценарии. Но, к счастью, реальная жизнь оказалась немного другой, и у нас было больше позитивных развитий. Сейчас мы не торопимся делать выводы. Наши задачи остаются прежними>, - сказал он.
Как пояснил министр, негативные развития для армянской экономики могут быть связаны с логистикой, нарушением и затягиванием срока поставок, поскольку часть логистики связана с поставками из Ирана. Это, в свою очередь, может привести к подорожанию товаров.
<Не говоря уже о том, что если ситуация обострится таким образом, что международные инвесторы также будут считать Армению рискованной средой для привлечения инвестиций, это может повлиять на процентную ставку. Другими словами, есть много факторов, которые могут повлиять, но мы должны следить за развитием событий и понимать в процессе, что мы можем сделать, если можем, чтобы смягчить последствия>, - отметил министр.
Глава армянского минфина напомнил, что в начале украинского конфликта власти Армении в основном рассматривали негативные сценарии, но реальность оказалась иной. Поэтому и сейчас пока не нужно спешить с суждениями, тем более, что сложностей в работе КПП на границе с Ираном нет. Не наблюдается и задержек в работе иранских компаний, выполняющих в Армении подрядные работы, добавил министр.
На вопрос, ведут ли власти Армении срочные обсуждения с учетом того, что часть армянских грузов застряла в порту Бандар-Аббас и на дорогах в Иране, есть также проблемы для армянских большегрузов в направлении Грузии, что фактически означает, что РА может столкнуться с проблемой тотальной блокады, Ваге Ованнисян указал, что подобные обсуждения инициируются Советом Безопасности РА. Глава минфина не является членом Совбеза, пояснил он. В ближайшее время, скорее всего, подобные обсуждения будут проведены, добавил он.
Что касается возможных рисков для строительства участка дороги транспортного коридора <Север-Юг> в Сюнике, подрядчиком которого является иранская компания, то, как считает министр, обострение конфликта не должно отразиться на проведение работ, поскольку там проводятся земляные работы.
Отметим, что сегодня в парламенте министр экономики Геворг Папоян заявил о том, что у РА уже есть сложности и с импортом, и с экспортом, причем как в Иран, так и через его территорию. <Это факторы, которые находятся практически вне нашего управления, но надеемся, что конфликт будет урегулирован, и мы сможем провозить грузы через дружественный Иран, как и раньше>, - заявил министр.