АрмИнфо. <За последние семь лет мы создали две атомные электростанции, без всякой суеты и шума. Мы не открывали, не перерезали ленточку, не произносили речи, ничего не делали, мы принимали решения в этом зале и создали две атомные электростанции. И это огромное достижение, о котором никто не говорим>, - заявил премьер Никол Пашинян 18 сентября на сегодняшнем заседании правительства, после того, как министр территориального управления и инфраструткру (МТУИ) Давид Худатян представил данные о доле солнечной генерации в РА.
Так, по словам Худатяна, согласно Энергетической стратегии к 2030 году Армения планирует увеличить свои мощности в солнечной энергетике до 1000 МВт. Однако сегодня уже суммарная мощность установленных гелиостанций составляет 850 МВт.
<Это хорошо. Но я знаю, что это создает проблемы для энергетической системы>, - отреагировал премьер. Получается, что днем, когда работают АЭС, ГЭС и ТЭС, да еще и гелиостанции, Армения генерирует больше, чем потребляет. Проблематично то, что АЭС, ГЭС и ТЭС нельзя постоянно включать и выключать, что приводит к сложностям для управления всей системой. В условиях отсутствия систем накопления, а также возможностей экспорта вопрос более обостряется.
Между тем, заметил премьер, электроэнергия - это товар, спрос на который в мире растет, и Армения должна найти способы экспортировать производимую ею электроэнергию. Не говоря уже о том, что обилие электроэнергии в стране должно представлять интерес для инвесторов, добавил Пашинян.
По его словам, искусственный интеллект, криптовалюты и т.д. <потребляют огромное количество электроэнергии, сверх нормы, сверх разумного, и, учитывая этот фактор, такие инвестиции должны быть привлечены>.
<Мы не должны останавливать развитие солнечной энергетики, замедлять его, мы должны позволить ей развиваться, мы должны догонять её нашими технологиями и решениями>, - сказал Пашинян, подчеркнув, что это <вопрос государственной безопасности и государственной независимости>.
<Мы должны последовательно идти по этому пути, я не говорю, что это будущее, будущее уже здесь, чем больше у нас солнечных электростанций и возобновляемых источников энергии, тем больше мы вступаем в будущее сегодня>, - сказал Пашинян.
Он отметил, что власти должны быть последовательны в этом вопросе, и предложил Худатяну организовать обсуждения в ближайшее время.
Глава МТУИ заявил, что ведомство думает, как над увеличением объемов потребления, так и расширением возможностей экспорта, в те же Грузию и Иран.
<К сожалению, иногда, помимо Армянской АЭС, мы вынуждены выводить все наши мощности из энергосистемы в определённое время суток, когда солнечные электростанции дают большую выработку>, - заявил министр.
<Вы говорите <к сожалению>, потому что у вас есть трудности, а я говорю <к счастью>, потому что мы способны полностью удовлетворить внутренние потребности за счёт электроэнергии, вырабатываемой исключительно собственными силами. Вы понимаете, какую стратегическую задачу мы решили?>, - возразил Никол Пашинян, призвав найти способы для грамотного управления сферой.
Напомним, что в конце июня с.г. глава армянского КРОУ Месроп Месропян заявил, что сегодня в республике порядка 39 тыс автономных станций с общей мощностью 510 мегаватт, а это, на минуточку, больше, чем установленная мощность работающего энергоблока АЭС даже после модернизации (448,25 МВт). При этом их число продолжает расти - в среднем на 15 МВт в месяц. Еще 370,1 МВт генерируется 84 солнечными станциями (одной из них является промышленная станция <Масрик-1> мощностью 55 МВт.). После запуска строящихся солнечных станций в республике их количество составит 131, а суммарная мощность 614,9 МВт. Таким образом, общий объем солнечной генерации в ближайшее время может преодолеть отметку в 1100 МВт.
В результате, летом к полудню, когда потребление составляет 650 МВт, только солнечные станции дают суммарно 780 МВт. (120% потребления). И, поскольку эту энергию некуда девать, в этот период 80% и более потребляемой электроэнергии приходится покрывать солнцем, и даже остаются <хвосты>, между тем в энергосистему страны входят также АЭС, ТЭС и ГЭС. <В итоге нам приходится разгружать АЭС и ТЭС ниже технического минимума. В апреле т.г. нам даже пришлось отключить один генератор АЭС и работать на 200 МВт., чтобы суметь разместить дневное солнце>, - пояснил Месропян. Между тем, разгрузка ниже технического минимума может быть опасна для оборудования и требует дополнительных мероприятий по его защите, замечает эксперт. Увеличивается удельный расход топлива, повышается себестоимость продукции. А скачки нагрузки дают колебания теплового режима металла, приводят к его <быстрому старению>, что почти вдвое сокращает срок его годности. Это, в свою очередь означает новые инвестиции и новую нагрузку на тариф.