АрмИнфо. Железнодорожный транспорт традиционно является важной частью транспортной системы Армении, а эксплуатирующая ее компания – «Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД) – надежным и ключевым перевозчиком как внутри страны, так и за ее пределами.
В сфере пассажирских перевозок параллельно повышению качества услуг, внедрению новых решений и развитию туристических направлений, компания неизбежно сталкивается с вызовами – начиная от растущей конкуренции с автотранспортом, заканчивая рисками в связи с динамикой на рынке туристических услуг. О том, как сегодня обстоят дела в сфере пассажирских перевозок, с какими задачами сталкивается компания и какие проекты реализует, корреспондент АрмИнфо побеседовал с директором Дирекции пассажирских перевозок ЮКЖД Грантом Микаеляном.
– Г-н Микаелян, мне известно, что в 2022 году ЮКЖД удалось зарегистрировать рекордные показатели по пассажирским перевозкам. Вы возглавили эту дирекцию в 2023 году. Какие изменения произошли с Вашим приходом? И как сегодня обстоит ситуация с пассажирскими перевозками?
– В 2023 году, когда я занял пост руководителя Дирекции пассажирских перевозок, мы зарегистрировали рекорд общей выручки за год, которая составила 1.26 млрд драмов. В 2024-м году нам уже удалось выйти на рекорд в местном сообщении, перевезя 520 тыс. человек, а вот по международному сообщению – показатели несколько скорректировались вниз. Относительно 2025-го года могу сказать, что по пассажиропотоку у нас идёт снижение. Но здесь стоит отметить, что это общая тенденция, то есть речь идет не только о железнодорожном сообщении, но и автомобильном.
– С чем Вы это связываете?
– По сравнению с прошлым годом за летний период количество иностранных пассажиров – российских, китайских, граждан европейских стран и так далее – растет. Но снизилась численность пассажиров – граждан Республики Армения. Вероятно, граждане Армении стали предпочитать отдых на море в дальних странах, а не на грузинских курортах.
– А какие направления внутриреспубликанские более были востребованы в этом сезоне?
– К сожалению, в этом году на большинстве внутригосударственных направлений имеется спад примерно на 10-15%. Исключением стало направление Ереван-Шоржа, где пассажиропоток вырос в полтора раза. Такого роста мы еще не наблюдали. Ранее неизменно было востребовано сообщение Ереван-Гюмри. Связано это с улучшением автодорожной инфраструктуры между Ереваном и Гюмри в рамках строительства трассы Север-Юг. То есть, конкуренция между железнодорожным и автомобильным сообщением на этом маршруте усилилась. На данный момент из Еревана в Гюмри на автомобиле можно доехать за полтора часа, вместо прежних двух – двух с половиной.
К этим факторам можно добавить и стоимость билетов. В железнодорожном сообщении она формируется с учетом всех издержек, это и налоги, и расходы на ремонт пути и т.д., то есть то, что мы тратим на содержание нашей железной дороги. А автомобильные перевозчики могут позволить себе снижать стоимость своих билетов – они ничего не платят за содержание дороги.
– То есть, как-то конкурировать с ними никак не получится, даже посредством повышения качества оказываемых услуг в пути следования?
– Железнодорожный транспорт выбирает тот, кто любит комфорт. На этом и заточены наши перевозки.
– Тогда поговорим о качестве оказываемых услуг в пассажирских вагонах. И давайте начнем с международного сообщения.
– Давайте. Этим летом совместно с чешским туроператором Gepard Express мы запустили первый в Закавказье туристический поезд.
– Я, кстати, хотела о нем спросить. Этот проект оправдал себя?
– Оправдал и вызвал большой интерес. После того, как все узнали об этом проекте, им заинтересовались в Комитете по туризму Армении, мы получили множество писем из разных стран, даже из ЮАР. Сотрудничество с Gepard Express мы однозначно продолжим – в следующем году туристическим поездом воспользуется группа из Германии. А в этом году мы перевезли 270 туристов – в основном из Чехии и Словакии.
– А уже поступали предложения от Комитета по туризму о сотрудничестве?
– Мы им представили проект, рассказали о результатах. Если они пожелают что-нибудь подобное запустить, то должны набрать туристов. Мы лишь перевозим из пункта «А» в пункт «Б», оказывая полный спектр своих услуг. То есть к диалогу мы открыты и надеемся, что интерес к проекту со стороны Комитета по туризму перейдёт в конкретные предложения.
– Вернемся к услугам в международном сообщении. Какие изменения Вы произвели, возглавив дирекцию пассажирских перевозок?
– В этом году нам удалось улучшить и расширить спектр оказываемых услуг в СВ-вагонах и купе повышенного комфорта. А с 1 апреля добавить и услуги питания.
– Пассажиры обычных купе не могут воспользоваться этим сервисом?
– К сожалению, пока программа недоступна для пассажиров всех типов вагонов. Посмотрим, как этот год пройдет. Но пока все отзывы отличные, и то, что мы задумали – уже перевыполнили. Я планирую в следующем году выступить с предложением о расширении услуг по организации питания, чтобы ею мог воспользоваться любой пассажир любого вагона.
– А внутригосударственные перевозки? Как там обстоит ситуации с качеством обслуживания, что планируется?
– Уровень обслуживания не снижается, но пока и не повышается, к сожалению. Что было в 2023-м, в 2024-м годах, то мы имеем и в 2025-м. Заметных улучшений пока не произошло. Но, на данный момент, прорабатываем вопрос с местными туристическими компаниями, чтобы запустить экскурсионный тур Ереван-Гюмри с остановками, например, в Армавире, в Ани и так далее. Нам поступило предложение от двух компаний. С одной мы ведем подготовительные работы.
Ну и еще в последние годы растет востребованность чартерных рейсов. Организуются корпоративные поездки и мероприятия. К примеру, если учреждение заключает с нами договор и заказывает поезд по определенному маршруту. То есть пассажирами этого поезда выступают только их сотрудники. Они отправляются на нашем поезде в Гюмри, проводят свое мероприятие и возвращаются обратно поездом. Мы уже работали в таком формате государственными учреждениями и рядом частных крупных предприятий. Будем и это направление развивать, учитывая, что численность таких рейсов активно растет.
– Годами ранее в ЮКЖД прорабатывался вопрос о возвращении практики проведения таможенного и пограничного контроля внутри подвижного состава. На каком этапе это предложение? Как сегодня осуществляется контроль в межгосударственном сообщении?
– То, что делает государство - и Армения, и Грузия - мы туда вмешиваться не можем. Мы подняли этот вопрос на заседании армяно-грузинской межправительственной комиссии. Но подвижек каких-либо пока нет. Было принято решение, чтобы стороны обсудили эти вопросы внутри своих государств, посмотрели, что можно сделать.
Но по пограничникам c армянской стороны – взаимопонимание у нас на очень высоком уровне. Если они заканчивают свою работу раньше графика – соответственно, мы раньше отправляем поезд в Грузию. А с грузинскими партнерами ситуация обстоит несколько иначе. Они говорят, что руководствуются своими законами.
– Давайте перейдем и к теме пассажирской инфраструктуры. Какие работы были проведены по ее модернизации в текущем году и что планируется дальше?
– Мы с 2024 года приступили к ремонту наших пассажирских платформ. И эти мероприятия продолжатся до 2038 года. То есть, в год планируется проведение ремонтных работ на 4-5 платформах, чтобы привести их в соответствие со стандартами.
В этом году мы приступили к ремонту пассажирской платформы в Ереване – в следующем году эти работы будут завершены. Вместе с тем, полностью капитально отремонтирован санузел на вокзале в Ереване, в том числе уже имеется отдельная кабина для маломобильных людей. Кроме того, на станции Арташар в Армавирской области мы, фактически, построили новую платформу.
В следующем году, согласно плану, как я уже отметил, у нас ожидается ремонт 4 пассажирских платформ и крыши здания железнодорожного вокзала в Гюмри.