
АрмИнфо. Недавние заявления министра финансов Ваге Ованнисяна в Национальном Собрании Республики Армения о государственном долге, как минимум, вводят в заблуждение. Оценкой поделился экономист, экс-глава Комитета госдоходов (КГД) РА Давид Ананян.
<Когда министр говорит, что <долг не удвоился, а увеличился на 80%, он либо не знает элементарной арифметики, либо просто пытается обмануть общественность>, - написал Ананян в соцсети.
В частности, факт N1: Государственный долг удвоился в долларах и вырос на 66% в драмах. Так, в 2017 году государственный долг составлял 3,28 трлн драмов или 6,77 млрд долларов США (премьер Никол Пашинян пришел к власти в результате <бархатной революции> 2018 года -ред.)), в сентябре 2025 года - 5,43 трлн драмов (14,20 млрд долларов США). То есть в драмах - рост на 66%, в долларах - рост в 2,1 раза, что обусловлено укреплением драма, которое формально смягчило драмовый показатель. Таким образом, утверждает эксперт, долг не только удвоился, но и стал главным <дыхательным аппаратом> армянского бюджета.
Факт N2. Резкий рост внутреннего долга - результат работы министра. <За последние два года внутренний долг увеличился более чем на 630 млрд драмов, и его доля впервые превысила внешний долг: 51,4% внутреннего против 48,6% внешнего. Это не успех, а элементарное свидетельство того, что внешние кредитные рынки были закрыты для Армении, и правительство начало занимать <изнутри, у своих банков>, - отмечает Ананян.
Факт N3 - Внутренний долг дороже внешнего. Годами внешние кредиты привлекались под 2-3%. Сегодня казначейские облигации привлекаются под 8-10%. То, что министр называет <стабилизацией>, на самом деле означает, что государство берёт в долг у своих граждан по двойной ставке. Сегодня бюджет платит больше, чтобы покрыть собственный дефицит.
Факт N4. Внешний долг не уменьшился, он стал недоступным. <Министр говорит: <Внешний долг уменьшился>. Однако это не означает, что он погашен. Мы просто больше не можем привлекать новые кредиты. Кредитоспособность Армении упала, доверие международных финансовых институтов снизилось. Другими словами, сокращение долга - это не успех, а кредитная изоляция>, - указывает эксперт.
Факт N5. Из-за укрепления драма формально долг кажется небольшим. Ананян напоминает, что в последние годы драм укрепился, снизившись с 522 драмов за доллар до 382 драмов за доллар. Поэтому при представлении долга в долларах цифры искусственно занижаются. Но мы погашаем долг (внутренний долг) в драмах, а не в долларах.
<Вывод: Это не долговая стабильность, это долговой тупик. Внешние займы стали недоступны, внутренний рынок перегружен государственными облигациями, бизнес словно лишён кредитных ресурсов, а государство занимает, чтобы выжить.
На этом фоне слова министра об <устойчивом долге> звучат не как отчёт, а как попытка самооправдания.
Государственный долг не может измеряться только миллиардами. Он измеряется ответственностью, доверием и приверженностью будущему.
И если это правительство превратило долг в средство выживания, то оно не <стабилизировало> долг, а стабилизировало собственную безответственность>, - резюмирует Давид Ананян.
Напомним, что согласно проекту госбюджета на 2026 год, к концу 2025 года государственный долг Армении вырастет на 695 млрд драмов ($1,82 млрд) - до 5 трлн 820 млрд драмов или 52,9%ВВП, а по итогам 2026-го показатель достигнет 6 трлн 569 млрд драмов (около $17 млрд., за $ -
382.61 др.) или 55%ВВП. При этом продолжится увеличение доли долга в иностранной валюте. В 2026 году на погашение и обслуживание государственного долга потребуется 1 трлн 053 млрд драмов, из которых 629,8 млрд драмов составят выплаты по долгу, а 423,2 млрд драмов - процентные платежи.