АрмИнфо. Годовая инфляция в Армении в сентябре 2022г достигла 9,9%. К концу года, согласно прогнозу, заложенному в основу проекта государственного бюджета на 2023 год, 12-месячная инфляция превысит целевой диапазон (4% с отклонением в плюс/минус 1,5%) и составит 8,5%, а по прогнозу ЦБ страна завершит 2022 год с показателем инфляции в 10%.
Между тем, Центробанк с февраля т.г. уже несколько раз повышал ключевую ставку рефинансирования, из-за чего стал объектом резкой критики своих визави, а армянский драм продолжает укреплять свои позиции как по отношению к американскому доллару, так и евро. Об «активном бездействии» властей и о том, как обуздать инфляцию и ее последствия рассказал в интервью АрмИнфо завкафедрой менеджмента и предпринимательства факультета экономики и менеджмента ЕГУ Карлен Хачатрян.
- Г-н Хачатрян, согласно статданным, инфляция в Армении в январе-сентябре 2022г к тому же периоду 2021г уже достигла 8,6%, в сентябре с.г. к сентябрю 2021г повысилась до 9,9%. При этом, в целях сдерживания инфляции 1 ноября ЦБ РА уже в 5-й раз за текущий год повысил ставку рефинансирования - с 10% до 10,5%, повторив исторический максимум 2015 года. Параллельно доллар США продолжает свое падение по отношению к армянскому драму: если до российско-украинского кризиса (24 февраля) он находился на уровне 470-480, а в начале марта подскочил до 520, то сегодня он стоит около 395 драмов за один доллар. Неужели инфляция - уже необратимый процесс, а ключевая ставка - единственный инструмент управления инфляцией?
По большому счету инфляционные явления в армянской экономике активизировались еще с декабря 2020 года и почти два года никак не смягчают своего воздействия, даже на фоне периодического пересмотра ключевой ставки рефинансирования Центробанком РА и применения им денежно-кредитного инструментария.
Вся загвоздка состоит в том, что экономика нашей страны чувствует себя не лучшим образом. Инфляционные явления, в большинстве своем, обусловлены именно проблемами в экономике - начиная от неопределенности в вопросах безопасности до политической нестабильности и социально-экономическими задачами, связанными, в частности, с низким уровнем жизни и покупательной способности населения. Данные проблемы не будут решатся сами по себе.
Параллельно мы видим попытки ЦБ в одиночку регулировать инфляцию. Финансовый регулятор в силу своей основной задачи по поддержанию стабильности цен и сдерживания инфляции идет на повышение ключевой ставки, на удорожание денег, в то время как правительство на все это смотрит со стороны, и пребывая в статусе наблюдателя следит за тем, удастся ли в конце концов урегулировать цены. Такой образ действий, конечно же, не приведет к нужному результату.
Для того, чтобы преодолеть инфляционные проблемы в экономике, нужна скоординированная работа между Центробанком и Правительством РА, в лице Министерства экономики и Минфина. К сожалению, до сих пор мы не видим подобных усилий. Каждый пытается решать задачи в рамках своей позиции, а в случае неудачи - свалить вину на другого. Тем временем, Минэкономики, в частности, обязано выработать целевые программы, сформировать более прогнозируемую бизнес-среду. Правительство, в свою очередь, должно было попытаться решить вопросы безопасности: даже по истечении двух лет вызовы в сфере безопасности стоят остро в экономике Армении, из-за чего бизнес, так и не получив гарантии безопасности, так и не решается на реализацию новых проектов или же на серьезное расширение. Между тем, рост объемов производства мог бы частично смягчить инфляционное давление, в определенном смысле «поглотить» увеличение покупательной способности, обусловленное в основном за счет пребывания в РА визитеров из РФ.
На сегодня инфляция продолжает формировать негативные ожидания среди населения: граждане и бизнес, наблюдая за высоким инфляционным фоном, ожидают его сохранение и в будущем, на основе чего формируют свое поведение. В результате, инфляция не только не идет на спад, но напротив - продолжает ускоряться. Помимо этого, если учесть, что доходы социально уязвимых групп населения не увеличиваются, в то время как цены на товары, в особенности на продукты первой необходимости, растут, то это, в свою очередь, приводит к снижению уровня жизни и новым социально-экономическим проблемам.
- К каким последствиям для экономики страны может привести сохранение позиций крепкого драма?
Укрепление армянского драма имеет двоякое воздействие на экономику: положительное и отрицательное. С одной стороны, в условиях «дешевого доллара» стоимость импортируемых товаров, выраженная в драмах, снижается, что положительно сказывается на цене товара. Не будь ревальвации драма, инфляция была бы сегодня на более высоком уровне. С другой, - дорожает местная продукция (товары/услуги), которая идет на экспорт, делает ее неконкуретноспособной на внешних рынках. Помимо этого, из-за девальвации иностранной валюты сокращаются доходы домашних хозяйств, получающих трансферты из-за границы, как правило, в долларах США, что приводит к спаду покупательной способности. По моей оценке, негативное воздействие «крепкого драма» все же преобладает над позитивным.
- Как Вы заметили, крепкий драм сыграл на руку импортерам. Тем не менее, даже после почти 8-месячного уверенного «наступления» нацвалюты, рядовой потребитель не замечает снижения цен. Чем это обусловлено?
Здесь действуют два фактора: чисто объективные, экономические, которые выражаются в следующем: параллельно девальвации «американца» возрос спрос на товары - желающих купить данный товар стало больше, поскольку в Армению прибыло большое количество визитеров, причем с высокой покупательной способностью. В частности, по официальным данным, за первые 10 месяцев текущего года количество туристов, приехавших в Армению, составило 1,4 млн человек, около 46% - из России. А спрос, как мы понимаем, приводит к повышению цен.
Второй фактор связан с ненадлежащей работой контролирующих госорганов, когда уполномоченные госведомства, в частности инспекционный орган по надзору над рынком буквально бездействует. Он должен постоянно мониторить и анализировать ситуацию на рынке и жестко наказать, если требуется, недобросовестных предпринимателей и т.д.
- Г-н Хачатрян, Вы отметили необходимость выработки целевых программ содействия Министерством экономики. Недавно ведомство выступило с инициативой внедрения мер поддержки для ИТ-компаний, для того, что бы, как отмечалось, снизить риски, вызванные девальвацией иностранной валюты, а также поддержать способности организаций сектора эффективно конкурировать с компаниями других стран. Насколько целесообразна данная мера, если учесть, что от ревальвации драма пострадали далеко не только «айтишники»?
Сфера ИТ, несомненно, важна для экономики страны и требует особого отношения. Еще с 2000 года правительство РА провозгласило сектор приоритетной отраслью экономики, уже более 5 лет стартап-компании пользуются налоговыми льготами, для них сформирована благоприятная среда. Однако необходимо объективно оценивать ситуацию, ведь именно сфера ИТ отличается высокой доходностью и соответствующим уровнем заработной платы. Следовательно, возможно, стоит еще глубже поразмышлять над этим - насколько целесообразно государству, с ее скупыми финансовыми возможностями, поддержать сектор, где и так высокие доходы.
По моему глубокому убеждению, в реальном, экспортоориентированном секторе экономики, применение инструментария госсодействия может оказаться куда более эффективным, чем в ИТ секторе. Скажем, компании в сфере перерабатывающей промышленности, к примеру, виноделия, которые годами работали для выхода на внешние рынки, потратили огромные финансовые и человеческие ресурсы, сегодня оказались в достаточно сложной ситуации. С учетом этого, если государство, при своих небольших возможностях, стоит перед выбором - поддержать ИТ сферу или экспортеров реального сектора, думаю, должен сделать выбор в пользу последнего.
- Председатель Союза предпринимателей «Манташянц» на днях призвал власти РА «обесценить драм любой ценой», заявив, что из-за резкой ревальвации нацвалюты Армения находится на начальной стадии «голландской болезни». Отмечалось, что, все сферы, за исключением HoReCa (Hotel, Restaurant и Catering - индустрия гостеприимства. ред.) и банковскую, несут убытки, и в будущем падение доллара и ревальвация драма приведут к краху экономики. Разделяете ли Вы данную точку зрения?
Затрудняюсь сказать, насколько правильно проецировать ситуацию в другой стране к нашим реалиям, без учета специфики армянской экономики. Очевидно, что на основе статданных можно с уверенностью заявить, - сегодня в «плюсе» оказалась исключительно сфера услуг и это не только HoReCa, но и банковские услуги. Так, в Армении рост экономической активности в январе-сентябре 2022г ускорился до 14,1% годовых. Рост экономической активности в большей степени обусловила сфера услуг - на 27,1%, в чуть меньшей степени энергокомлекс - на 16,9%, торговый сектор - на 14,5%, сфера строительства - на 14,3%. В январе-сентябре текущего года коммерческие банки зафиксировали чистую прибыль в размере 188 млрд драмов, что в три раза превышает показатель того же периода прошлого года. Зафиксированные показатели свидетельствуют о том, что рост является прямым результатом увеличение числа российских визитеров.
К сожалению, за период активного роста в текущем году власти так и не смогли его капитализировать, сформировать определенные резервы, «подушки безопасности» для того, чтобы обеспечить жизнеспособность экономики в случае прекращения потока визитеров и поступающего с ними капитала.
При этом, я против идеи обесценивать или укреплять нацвалюту «любой ценой». Экономика - саморегулирующийся организм, а рыночная экономика предполагает взаимосвязь предложения и спроса. Искусственная ревальвация или обратное, несомненно, ни к чему хорошему не приведет.
На данном этапе панацея - скоординированная работа Центрального банка и правительства для выработки целевых программ содействия, а также долгосрочного планирования. Предлагаемые решения должны быть нацелены ни на два-три месяца, а на долгосрочную перспективу.
АрмИнфо. Армения завершит 2022 год с показателем инфляции в 10% . Подобный прогноз в ходе пресс-конференции 1 ноября озвучил председатель Центрального банка Армении Мартын Галстян. <Мы ожидаем, что в конце года инфляция будет на уровне 10%, даже учитывая применение сдерживающих механизмов>, - подчеркнул он.
АрмИнфо.Председатель Союза предпринимателей <Манташянц> Ваграм Миракян бьет тревогу: Армения находится на начальной стадии <голландской болезни>.
АрмИнфо.Уровень годовой инфляции в Армении в сентябре достиг 9,9%, сравнявшись с показателем стран ЕС. Ситуация вызывает беспокойство ввиду последних событий, связанных с новыми заявлениями РФ о мобилизации, из-за чего в Армению хлынул новый поток людей, что естественно усиливает фактор влияния внешнего спроса на уровень инфляции в стране.