АрмИнфо. Более низкая ставка рефинансирования необходима для достижения в среднесрочной перспективе целевого порога инфляции в 4% и обеспечения стабильности цен. Руководствуясь этим Совет Центрального Банка Армении в очередной раз 29 октября снизил ключевую ставку с 7,5% до 7,25%. Подробное обоснование представил сегодня на пресс-конференции председатель ЦБ РА Мартын Галстян.
Он заметил, что в III квартале 2024г годовая инфляция продолжала оставаться ниже целевого показателя, составив в сентябре 0,6%. Подсчитываемый Центробанком базовый годовой показатель инфляции также оставался на низком уровне, составив в сентябре 0,7%.
"В IV квартале 2024г сохраняются риски замедления экономического роста в мире и основных странах- партнерах Армении. Глобальная инфляция продолжает замедляться, но товары и услуги, отличающиеся жесткими ценами, в странах-партнерах по-прежнему остаются относительно дорогими. Сохраняются риски, связанные с ростом цен и потенциальным нарушением цепочек поставок на международном товарно-сырьевом рынке из-за геополитических проблем на Ближнем Востоке, а также растущей напряженности в международных торговых отношениях. В то же время в странах-партнерах, особенно в США, продолжают наблюдаться слабые признаки смягчения конъюнктуры рынка труда, сопровождающиеся определенной корректировкой спроса. С другой стороны, значительно возросла неопределенность относительно того, в какой степени фискальная политика США будет стимулировать совокупный спрос в среднесрочной перспективе. В этом контексте вполне вероятно, что центральные банки ведущих стран продолжат постепенно снижать процентные ставки в ближайшем будущем, сохраняя при этом относительно жесткие монетарные условия", - пояснил Галстян, добавив, что в результате инфляционное воздействие извне на экономику Армении будет слабым, включая определенные риски роста.
В III квартале 2024г экономическая активность в Армении несколько ослабла, все еще формируясь выше расчетного уровня долгосрочного устойчивого роста. Значительный рост в секторах строительства, услуг и торговли способствовал увеличению активности. На это по-прежнему влияют некоторые краткосрочные факторы, содержащие значительную неопределенность в отношении устойчивости экономического роста, долгосрочных перспектив, а также будущих тенденций внутреннего спроса и потребления. Несмотря на текущую высокую экономическую активность, внешний спрос на внутренние услуги продолжает ослабевать. В такой ситуации условия рынка труда продолжают корректироваться, выражаясь в определенной стабилизации заработной платы, инфляции в сегменте услуг с жесткими ценами и инфляционных ожиданий. Наряду с этим, сохраняются риски дополнительного стимулирования спроса налогово-бюджетной политикой.
Совет ЦБ, в условиях высокой неопределенности, учитывая свою приверженность цели стабильности цен, рассматривает несколько сценариев развития ситуации. По одним сценариям (типа "А"), основные события в которых включают неопределенность в отношении премии за страновой риск и нейтральной ставки, требуется более агрессивная, чем ожидания рынка, политика для обеспечения стабильности цен. По другим же сценариям (типа "Б"), возможное экономическое развитие, включая риски низких инфляционных ожиданий и слабого спроса, может привести к длительной низкой инфляции. Последнее предполагает путь к более быстрому и большему снижению ключевой ставки, чем ожидания рынка, чтобы стабилизировать инфляцию вблизи целевого порога (4%) в среднесрочной перспективе.
В результате, Совет ЦБ РА, балансируя риски по двум вышеуказанным направлениям, принял решение продолжить постепенно снижать ставку рефинансирования. Совет ЦБ продолжит следить за сценариями экономического развития и готов принять соответствующие меры для обеспечения в среднесрочной перспективе инфляции на целевом уровне и стабильности цен. Обзор экономической ситуации Мировая экономика. В III квартале 2024г в основных странах-партнерах продолжилась неравномерность экономического развития. С одной стороны, в США и России постоянно фиксируется высокая экономическая активность, чему во многом способствует высокий рост внутреннего потребления, особенно услуг. С другой стороны, в Еврозоне и Китае активность замедляется из-за ослабления внутреннего спроса. В мировой экономике в целом сохраняются риски замедления активности.
В США продолжает сохраняться высокая неопределенность вокруг фундаментальных показателей экономики. Таким образом, несмотря на высокие уровни рыночных процентных ставок в последние кварталы, потребление в США продолжает расти высокими темпами, способствуя поддержанию высокой экономической активности. Параллельно цены на финансовые активы продолжают расти, создавая риски сохранения потребления на высоком уровне. В этих условиях, несмотря на постепенное приближение общей инфляции к целевому порогу, некоторые показатели базовой инфляции, включая стоимость товаров, отличающихся жесткими ценами, и рост заработной платы, все еще значительно превышают целевую планку. Эти обстоятельства по-прежнему создают определенные вызовы центробанкам с точки зрения окончательного приближения инфляции к целевому уровню и обеспечения ценовой стабильности.
В условиях все еще жестких денежно-кредитных условий сохраняются риски дальнейшего нежелательного ослабления рынка труда. Более того, в такой ситуации ухудшение условий на рынке труда может означать готовность ФРС США к дальнейшему смягчению политики. В этом случае, учитывая быструю адаптацию экономики и рынка труда, а также риски сохранения все еще высоких условий потребления и спроса, и с другой стороны, основная неопределенность в будущем касается темпов смягчения политики. В то же время в США сохраняется неопределенность относительно среднесрочной нейтральной процентной ставки, что может оказать влияние на дальнейшие шаги ФРС США, а также на долгосрочные процентные ставки и потоки капитала в развивающихся странах.
В сентябре 2024 года ЕЦБ принял решение снизить процентную ставку еще на 25 базисных пунктов (в третий раз в этом году). Несмотря на то, что сфера услуг, движимая расширением внешнего спроса, способствовала некоторому восстановлению экономического роста, перспективы и структура роста, особенно в промышленном секторе, по-прежнему вызывают беспокойство. Общая инфляция снижается из-за спада цен товаров, в то время как на рынке услуг цены сохраняются на высоком уровне, отражая углубляющуюся поляризацию ситуаций в различных отраслях экономики. Это создает серьезные проблемы с точки зрения темпов корректировки политики ЕЦБ и устойчивости целевого уровня инфляции.
Примечательно, что риски устойчивого слабого экономического роста в еврозоне, а также продолжающееся ослабление рынка недвижимости в Китае и внутреннего спроса в целом остаются основными источниками неопределенности в отношении более слабых перспектив мировой экономики.
Экономический рост в России сохраняется на высоком уровне, поддерживаясь как стимулирующей бюджетной политикой, так и значительным увеличением частных расходов. В таких условиях усиление конкуренции за рабочую силу между военной промышленностью и частным сектором на ограниченном рынке труда может привести к усилению инфляционных рисков. В связи с этим в октябре 2024 года ЦБ РФ продолжил повышать процентную ставку, установив ее на уровне 21%. С другой стороны, ужесточение и адресность западных санкций в условиях постепенной нейтрализации позиции бюджетной политики продолжают сдерживать определенные риски с точки зрения среднесрочной перспективы российской экономики.
Цены на продовольственные товары на мировом товарно-сырьевом рынке в сентябре несколько выросли, в основном из-за неблагоприятных погодных условий, и достигли более высокого уровня по сравнению с предыдущим годом. Эскалация геополитической напряженности на Ближнем Востоке продолжает создавать риски потенциального роста цен на нефть и их волатильности, а также сбоев в глобальных цепочках создания стоимости. С другой стороны, в случае дальнейшего ослабления мирового спроса на товарно-сырьевых рынках может быть зафиксировано дефляционное давление.
Внутренний спрос. В III квартале 2024г рост экономической активности в Армении продолжил постепенно ослабевать, достигнув уровня выше расчетной планки долгосрочного стабильного роста (около 5%) и составив в январе-сентябре 8,7% г/г. Сферы строительства, торговли и услуг продолжали вносить значительный вклад в экономический рост. Наряду с замедлением роста экономической активности несколько ослабла концентрация роста. Однако экономический рост, который все еще превышает потенциальный уровень и в основном сконцентрирован в небольшом количестве подсекторов, содержит неопределенности относительной позиции совокупного спроса и предложения в экономике.
Наблюдавшийся с 2022г высокий внешний спрос, стал постепенно ослабевать в 2024 году, что отражается стабилизацией турпотоков и снижением реальных расходов туристов. На фоне ослабления мирового спроса, производство и экспорт ИТ-услуг продолжали замедляться в условиях некоторого оттока высокопроизводительной иностранной рабочей силы. С другой стороны, параллельно с ослаблением внешнеторговых потоков возникают определенные слабые импульсы выпуска и расширения экспорта продукции "традиционных" подотраслей промсектора (в т.ч. коньячной, табачной, готовой пищевой продукции и т. д.). Однако риски для роста указанных отраслей сохраняются.
Неопределенность в плане внутреннего спроса сохраняется. С одной стороны, сильный рост розничной торговли, потребительского кредитования, внутреннего туризма и услуг указывает на сильный внутренний спрос. При этом процентные ставки по потребительским кредитам сохраняются на относительно высоком уровне, что отражает высокий спрос на них. С другой стороны, все еще несколько концентрированный экономический рост, продолжающееся снижение денежных переводов, некоторое смягчение условий на рынке труда и общая слабая инфляционная среда могут указывать на относительную слабость спроса.
Неопределенность сохраняется и в плане перспектив внутреннего спроса. В основном это касается снижения долговой нагрузки по сравнению с доходами в частном секторе в предыдущие годы и направлений использования накопленных сбережений. В этой ситуации влияние на совокупный спрос и предложение может варьироваться в зависимости от направленности сбережений и кредитования. Потенциальные риски дополнительного стимулирования спроса налогово-бюджетной политикой все еще подвержены материализации. Последнее обусловлено, главным образом, продолжающимся недовыполнением программы налоговых поступлений и рисками возможного увеличения текущих расходов из-за необходимости реализации дополнительных программ социальной поддержки.
Рынок труда. Сохраняется высокая неопределенность на рынке труда. По результатам исследования, за II квартал 2024г уровень безработицы в частном секторе снизился до 13,8%, что тем не менее почти на 2 п.п. выше показателя годовой давности. Учитывая неопределенность, связанную с уровнем безработицы, важно отслеживать вытекающие из этого возможные сценарии. С одной стороны, последнее можно интерпретировать как фактор ослабления и корректировки условий спроса в экономике, учитывая, что рост уровня безработицы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел за счет сокращения численности занятых (почти на 20 тыс. чел. в частном секторе), а не за счет увеличения предложения рабочей силы. Это также объясняется наблюдающимся в текущем году некоторым оттоком иностранной рабочей силы (т.е. граждан Индии). С другой стороны, число официально зарегистрированных работников (согласно базе данных КГД) продолжало расти, примерно на 34 тыс. за последний год. Данный факт может указывать на наличие ужесточения условий на рынке труда. В этом контексте, как альтернативная трактовка, увеличение количества зарегистрированных работников может означать постепенное сокращение теневого сектора рынка труда и увеличение формальной занятости.
В последние месяцы наблюдается некоторое ускорение роста заработной платы почти до 6%, но он все еще ниже целевого уровня роста производительности. Потенциальное дополнительное увеличение предложения рабочей силы также может стать источником дальнейшего смягчения условий на рынке труда и рыночного давления в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Здесь основная неопределенность связана со скоростью интеграции вынужденно переселенного населения из Арцаха на рынок труда Армении, а также с рисками вероятного ужесточения визовых условий для иностранных граждан в РА, уменьшения притока трудовых мигрантов в Россию и возможностью интеграции в армянский рынок труда. С другой стороны, в последние месяцы наблюдается определенное снижение количества сотрудников-нерезидентов. Продолжение или ускорение подобных тенденций может иметь негативные последствия как для предложения рабочей силы в экономике, так и для потенциального ВВП.
Инфляция. В III квартале 2024г сохранялась слабая инфляционная среда в экономике, исходящая из внешнего сектора, а также за счет ослабления внешнего спроса. Годовая инфляция с апреля 2023г осталась ниже целевого показателя, составив в сентябре 2024 года 0,7%.
Инфляция неэкспортируемых товаров, отличающихся жесткими ценами, которые в основном характеризуют обусловленное внутренним спросом поведение цен, осталась на относительно стабильном уровне, составив в сентябре 3% г/г. Рост цен на продукты питания на международном рынке частично отразился на стоимости импортируемых продуктов питания. Параллельно инфляция на рынке услуг, связанных с внешним спросом, продолжала снижаться, отражая тенденции замедления спроса. Однако неопределенность в отношении инфляционных ожиданий в частном секторе по-прежнему сохраняется.
Денежно-кредитная политика. Премия за страновой риск в Армении остается значительно ниже долгосрочного стабильного уровня, определенного фундаментальными показателями страны в текущем году. Тем не менее, этот показатель содержит неопределенности в отношении долговой стабильности, геополитической ситуации (включая пограничную напряженность) и региональных событий. В этом контексте возможная корректировка премии за страновой риск в сторону повышения несет риски с точки зрения пересмотра в сторону повышения нейтральной процентной ставки, которая при прочих равных условиях несет в себе преимущественно инфляционные риски в плане более стимулирующей денежно-кредитной политики. В то же время макроэкономическая стабильность и высокие темпы экономического роста в Армении являются определенными позитивными предпосылками с точки зрения возможной переоценки рискованности страны и снижения нейтральной процентной ставки.