АрмИнфо. Даже если отбросить в сторону высокие проценты по 5-му траншу армянских евробондов, то их размещение можно было бы назвать <успешным> исключительно в случае направления их на улучшение и модернизацию экономической структуры, а не покрытие дефицита бюджета. Об этом заявил в беседе с АрмИнфо д.э.н., профессор ЕГУ Вардан Бостанджян.
Напомним, что 14 марта на сайте Минфина Армении появилась информация о том, что РА 5 марта успешно разместила на международном рынке капитала евробонды объемом $750 млн, доходностью 7,1% и сроком погашения 10 лет (дата расчета - 12 марта 2025 года). Купонная доходность новых евробондов составляет 6.75%. Евробонды прошли листинг на Лондонской бирже. Имеют рейтинг ВВ- (стабильный) S&P / ВВ- (стабильный) Fitch / Ва3 (стабильный) Moody's. Отмечалось, что это пятый транш евробондов Армении на международном рынке капитала, который был предусмотрен законом РА <О госбюджете на 2025г> и включен в Программу заимствований на 2025 год. Чистые поступления от выпуска евробондов будут направлены на финансирование дефицита госбюджета (609 млрд драмов - ред.).
<У этой власти все <успешно> и <беспрецедентно>, - заметил с юмором экономист. Возможно, в определенном смысле, в этом есть доля истины. <Отодвинув на второй план более важный показатель состояния экономики - ВВП, эта власть в лице Статкомитеа создала и ввела в обиход фейковую методологию - показатель экономической активности (ПЭА), не имеющую ничего общего с реальностью. И, благодаря этой методологии, и на основе притока больших объемов капитала и трансфертов в страну по причине экзогенных, временных факторов, власти стали рапортовать о благозвучных цифрах, которые на деле - <пустышка>, - поясняет экономист.
И, поскольку <липовые> показатели не имеют ничего общего с армянской действительностью, ими <сыт не будешь>, правительству для покрытия своих текущих расходов в очередной раз пришлось пойти на привлечение нового долга.
Между тем, к концу 2024-го общий государственный долг Армении в долларовом выражении уже возрос примерно до $12.8 млрд. (с $ 11 млрд 845.4 млн. к концу 2023 года). По сравнению с 2018 годом госдолг РА вырос почти вдвое - к маю 2018 года, когда премьер Никол Пашинян пришел к власти, этот показатель составлял $6.8 млрд. При этом за 28-летнюю историю (с момента обретения Арменией независимости и до конца 2017 года) РА привлекла заимствований на сумму в размере порядка $6,774 млрд.
<Не развивая экономику, и не сумев обуздать собственные амбиции, действующее правительство решило покрывать свои изо дня вдень растущие расходы путем последовательного привлечения долгов>, - отметил Бостанджян. Так, на общественные расходы, то есть затраты аппарата госуправления направляется госбюджетом около 23- 25% от всех бюджетных трат. Тем временем в постсоветский период данная статья расходов никогда не превышала 7%, указывает экономист.
По словам экономиста, <эффект снежного кома - налицо>. <Ты берешь долг, потому что не способен не на что другое, а кредиторы дают долг, поскольку преследуют свои - политические и иные цели. И дело тут не в высоком проценте по привлекаемому долгу. Долг <оправдан>, если он служит целям развития инфраструктуры и реального сектора: сельского хозяйства, открытия новых производств, строительства новой АЭС. Но, если страна берет долги для покрытия текущих социальных выплат, содержания госаппарата и тому подобное, не создавая при этом дополнительную ценность, то говорить об <успешности> размещения, как минимум не серьезно>, - резюмирует Вардан Бостанджян.