
АрмИнфо. Размер государственного долга Армении в ближайшее время может снизиться. Это будет сделано не за счет погашения раннее взятых государственных заемных обязательств, а благодаря кардинальному пересмотру законодательства, регулирующего госдолг. «Внесение поправок всего лишь обусловленo необходимостью отвечать требованиям международного стандарта, установленным в отношении госдолга», - заверила корреспондента АрмИнфо и.о. начальника Департамента по управлению госдолгом Министерства финансов РА Марине Меликян.
Что было…
В настоящее время государственный долг Армении включает в себя долговые обязательства самого правительства, которые возникают при дефиците бюджета и необходимости привлечения дополнительных средств для его покрытия, а также Центробанка страны. Правительственный долг, в свою очередь, делится на внешний и внутренний (в том числе кредиты, выданные под гарантию правительства, которые отображаются в графе внешнего долга ЦБ). В первом случае, это долговые обязательства правительства РА перед международными организациями и иностранными государствами, а также средства, полученные от эмиссии еврооблигаций, а в случае со внутренним долгом - это его обязательства перед резидентами страны.
Еще летом 2015 года были внесены поправки к закону РА «О государственном долге», которыми были установлены «разделительные линии» между долгом правительства и ЦБ. Предыдущий закон ограничивал объем внешнего долга по отношению к ВВП на отметке в 60%, то есть закон не позволял, чтобы долги, взятые правительством и Центральным банком, превышали в совокупности 60% ВВП страны. Таким образом, в результате механических изменений, было зафиксировано, что внешний долг Армении не превысил допустимый порог. Тем самым, правительству был дан люфт для привлечения новых кредитных средств, а ЦБ получил дополнительные возможности для новых займов.
Поправками к законам «О бюджетной системе Республики Армения» и «О государственном долге» в 2017 году Минфин предложил предусмотреть три порога уровня правительственного долга - в 40%, 50% и 60% для среднесрочного и долгосрочного периода. Так, при превышении 40%-го порога долга капитальные расходы должны превышать дефицит госбюджета. При превышении 50%-й нормы требования ужесточаются, и помимо предыдущего требования устанавливаются ограничения на текущие расходы. Отмечалось, что таким образом, заработает «золотое правило» долга, которое предусматривает возможность финансирования за счет заимствований исключительно капитальных затрат. Подходы еще более ужесточаются после превышения долга в 60% ВВП - текущие расходы увязываются с внутренними доходами, особенно с налоговыми поступлениями. Помимо этого, если ранее допустимый порог долга в 60% устанавливался по отношению к ВВП за прошлый год, то по новым установкам соотношение к ВВП фиксировалось за текущий год. Вместе с тем, в случае форсмажора - глобального стихийного бедствия, войны - в условиях кризисной экономики правительству было позволено превышать 60%-ую отметку. Превысив этот допустимый порог, закон обязывал правительство представлять в Национальное Собрание программу, в которой будет показано, как Кабмин планирует пойти на снижение уровня госдолга.
Что будет…
Однако, если все предыдущие изменения носили «ситуационный характер», нынешние поправки предполагают пересмотр всей «философии» госдолга. Так, Минфин предлагает еще раз пересмотреть понятие «государственный долг» - исключив из него внешний долг Центробанка и государственные гарантии, при этом включив в него долг общин.
Цель, как подчеркивает Марине Меликян, идти в ногу со временем. Во всем мире госдолг включает в себя долг правительства и долг общин. Ни в одной стране мира долг Центрального банка не считается частью госдолга. В результате внесения поправок, мы вводим новое понятие - «долг общественного сектора» (Public sector debt), который представляет совокупность государственного долга, долга государственных финансовых и нефинансовых организаций публичного сектора. То есть, если мысленно представить пирамиду, то на ее верхушке (и самая крупная по объемам) окажется «долг общественного сектора», за ним - ниже, следует госдолг, который будет включать в себя только долг правительства (Central Government debt) и общин (Municipal debt), оставив «за бортом» долг ЦБ (войдет в состав Public sector debt) и гарантии.
Помимо этого, Минфин дает определение понятию «долг общин», а также расписывает полномочия местных органов власти по привлечению заимствований. Средства, привлеченные общинами, (прецедентов не так много - только у Ереванской общины есть кредит, полученный от ЕИБ и то, с одобрения Минфина), лишь «по умолчанию» считаются частью госдолга. Действующий закон лишь обязывает общины привлекать новый кредит только после погашения старого. Теперь же Минфин, в целях нивелирования рисков для государства, предлагает ограничить возможности общин по привлечению заимствований - предоставив им возможность брать кредиты только из внутренних источников, поскольку посчитало, что «все еще имеются проблемы с развитием потенциала муниципалитетов». «Пока что дадим возможность общинам работать с внутренним финансовым рынком, выпускать облигации, брать драмовые кредиты у банков», - пояснила представитель Минфина.
Для понимания масштабов предлагаемых изменений, отметим: в соответствии с еще действующей терминологией за январь-июль 2025 года государственный долг Армении в долларовом выражении возрос примерно на $1 млрд 256 млн. - с $12 млрд. 842.2 млн. к концу 2024 года до $14 млрд 098,6 млн. Однако, по итогам запланированных корректировок цифра уменьшится. Она «лишится» долга ЦБ (200,9 млрд драмов или $523,3 млн.), туда добавят долг общины Еревана (на 5,3 млн евро) и госдолг по новой классификации составит $13 млрд 279 млн.
При этом, заверяет и.о. главы департамента ведомства, это вовсе не означает, что правительство идет на такой шаг из необходимости получить очередной люфт для привлечения новых кредитных средств, и чисто визуального снижения долгового бремени, поскольку действующие пороги для увеличения правительственного долга сохраняются. Кабмин, как и прежде, будет ими ограничен, поскольку сама структура долга правительства останется прежней. Ну разве что ее немножко облегчат - гарантии выйдут из его состава (к концу июля показатель достиг 26,8 млрд драмов).
Важно, что Минфин РА также предлагает пересмотреть цели привлечения государственных долгов, а также основную цель управления государственным долгом в соответствии с новыми нормативными актами и передовой международной практикой.
«Действующие регулировки предусматривают снижение объема выплат по процентным ставкам в долгосрочной перспективе. Однако, при управлении долгом, становится очевидно, что невозможно при физическом увеличении долга в долгосрочной перспективе снижать процентные ставки по его обслуживанию в абсолютной величине», - поясняет Меликян. Что касается целей привлечения госдолга, то, помимо целей покрытия дефицита бюджета, закрепляется возможность привлечения долга также для пополнения стабилизационного фонда правительства.
Не все так просто…
Вместе с тем, Армения все еще не собирается отказываться от кредитов бюджетного содействия, при том, что финвласти страны еще с 2017 года заявляли о готовности с 2019 года, а потом - с 2021-го отказаться от внешней финансовой помощи в виде бюджетных кредитов, перейдя к целевому кредитованию для усиления основ экономики. Как заявлял корреспонденту АрмИнфо в конце 2020-го тогдашний министр финансов Атом Джанджугазян, на сегодня многие считают данный инструмент вполне привлекательным, поскольку кредит по бюджетной поддержке отличается от прочих видов заимствований тем, что не имеет программы конкретного целевого расходования и предоставляется на льготных условиях. Тем не менее, такого рода льготные кредиты опасны тем, что страна может попасть в полную зависимость от внешних заимствований, заметил министр.
«Если желаешь активно вмешиваться в экономическое развитие страны, всегда тратишь больше, чем позволяют твои доходы. А это, в нынешних условиях, невозможно сделать без кредитов бюджетного содействия», - заключила Марине Меликян, с которой трудно не согласиться.