АрмИнфо.В последние дни официальные лица правительства продолжают расхваливать перспективу открытия границ с Турцией, представляя это как источник больших экономических возможностей. Однако более глубокий анализ показывает, что картина не столь проста и радужна. Об этом написал в соцсети экономист, к.э. н, экс-глава Комитета госодоходов РА Давид Ананян.
<Прежде всего, транспортная инфраструктура. От нашей границы до основных логистических центров Турции, проходящих через турецкую границу, автомобильные и железные дороги либо отсутствуют, либо находятся в плохом состоянии. Турции необходимы значительные инвестиции, чтобы сделать эту инфраструктуру пригодной для международных перевозок. Даже при наличии политической воли этот процесс не будет быстрым>, - отметил он.
Кроме того, продолжил эксперт, даже при открытии контрольно-пропускных пунктов Маргара или Ахурик, и наличии хорошей транспортной подсистемы, а также получения доступа к турецкой дорожной сети, что позволит ей иметь доступ к крупным средиземноморским портам Мерсин и Дерзей, учитывая их удаленность (850 и 950 км соответственно), стоимость перевозимых грузов и товаров не снизится, а, наоборот, увеличится за счет больших расстояний и промежуточных расходов.
<Во-вторых, экономическая сбалансированность. Экономика Турции многократно превышает экономику Армении, и наша экономика характеризуется слабой устойчивостью. Наиболее заметным последствием открытия границ станет интенсивное проникновение турецких товаров на армянский рынок. Наши промышленные отрасли, конкурентоспособность которых и без того уязвима, вряд ли выдержат такое давление>, - считает экономист.
И в-третьих, ограничения в таможенной политике. Армения, будучи членом ЕАЭС, лишена возможности проводить самостоятельную таможенно-тарифную политику защиты. В ЕАЭС решения, связанные с таможенной политикой, принимаются на основе единого подхода, консенсуса, поэтому, даже если мы хотим защитить местное производство посредством тарифов или ограничений, это практически невозможно с точки зрения экономической целесообразности, напомнил Ананян.
<Всё это означает, что открытие границ может иметь определённое политическое и психологическое значение, но в экономическом плане оно несёт в себе не поле возможностей, а риски уязвимости и зависимости. Если, помимо символического импульса мира, нет серьёзного стратегического расчёта, то разговоры о <больших экономических выгодах> просто оторваны от реальности>, - заключил Давид Ананян.
На днях министр экономики Армении Геворг Папоян, сославшись на основные тезисы из своей статьи (Перекрестки мира: развитие региональной интеграции и глобальной торговли посредством постконфликтного сотрудничества), опубликованной в Journal of Liberty and International Affairs, заявил, что негативные ожидания, связанные с возможным открытием границ Армении с Азербайджаном и Турцией, опровергнуты на научном уровне. <Мы посчитали Export Similarity Index (ESI) - Индекс схожести экспорта для выявления схожести экспорта Армении, Азербайджана и Турции. Показатель оказался очень маленьким - 0,25. А это говорит о том, что Армения и Азербайджан, Армения и Турция в основном, экспортируют разную продукцию, нет схожести также в экспортном рынке. При этом Trade Complementarity Index (TCI) - Индекс торговой взаимодополняемости достаточно высокий - 0,5, что говорит о том, что экспортные товары одной страны соответствуют импортным потребностям другой>, - сказал Папоян. Все это, продолжил министр, говорит о создании совершенно новой ситуации. То есть Армения может импортировать необходимые ей товары по намного более низкой цене, которые ввозятся сейчас из других стран. Это приведет не только к диверсификации, но и о снижению цен, отметил глава минэка.