АрмИнфо. Эксперты в сфере закупок Армении считают, что одобренные Правительством Армении предложения по реформированию системы закупок, в целом, приемлемы. "Идеи сами по себе более прогрессивны, чем действующие по сей день порядки. Тем не менее, можно сказать, что обсуждения Минфина с общественными организациями ничего не дали, поскольку предложения независимых экспертов остались на бумаге", - в беседе с АрмИнфо заявили руководитель программ общественной организации "Антикоррупционный центр Transparency International" Варужан Октанян и председатель ОО "Ассоциация специалистов по закупкам Армении" Арсен Амбарцумян.
По словам представителя Transparency International, получилось так, что после обсуждений с представителями общественных организаций Минфин 8-го февраля вынес на одобрение правительства предложения, которые сам и инициировал. На единственной встрече с представителями общественности Министерство представило уже готовый проект, связанный с установлением четко регламентированных сроков по рассмотрению и оценке заявок, минимальных сроков выполнения контракта. Минфин также отказался от такого инструментария обеспечения заявки, как одностороннее применение штрафов в отношении компаний, нарушивших правила тендеров при сумме гозсакупок до 70 млн. драмов. Данные нововведения, как отметили они, приветствуются экспертным сообществом, а необходимость в них назрела давно.
Тем не менее, по словам экспертов, в действующем порядке организации закупок есть ряд спорных моментов. В связи с этим в ходе обсуждений "Антикоррупционный центр Transparency International" и ОО "Ассоциация специалистов по закупкам Армении" выступили с рядом предложений, которые так и не нашли отражение в окончательном документе. В частности, предлагалось установить требование к обеспечению заявок в пределах от 2% до 5% от начальной стоимости контракта, а не 5% от ценового предложения участника, что дает повод для определенных злоупотреблений. Эксперты также настаивали на том, чтобы отказ от приема заявок был бы конкретно обоснован, исключив при этом возможность дальнейших корректировок. <Эти и другие наши письменные замечания были проигнорированы без какого-либо объяснения", - заявил Арсен Амбарцумян.
По его словам, в конце 2016 года, принимая закон "О закупках", Минфин Армении ставило цель привести свое внутреннее законодательство в соответствие с международными обязательствами. Тем не менее, процесс гармонизации проходил с серьезными упущениями, в результате чего принятие нового закона не сделало процесс более справедливым. В частности, электронная площадка armeps.am, которая призвана обеспечить равные конкурентные условия для всех участников процесса в силу своей публичности и доступности, на деле не работает в полную силу, так как по ней не проводится периодический независимый аудит по информационной безопасности, поскольку человеческий фактор никто не отменял.
Институт раскрытия реальных собственников бизнеса, по словам экспертов, также не в состоянии осуществлять возложенную на него миссию - выявить аффилированность компании с госчиновником или членом оценочной комиссии, если отсутствуют четкие механизмы проверки информации, указанной в заявке компании-участника тендера. "Получается, что приходиться довериться честному слову участника, поскольку, как правило, он заполняет ФИО исполнительного директора или основного акционера. А механизмов как таковых, нет, в силу отсутствия политической воли", - отметил Варужан Октанян. Помимо этого, он не видит наличия соответствующих ресурсов у правоохранительных органов, Комиссии по Этике высокопоставленных должностных лиц (с апреля преобразуется в Комиссию по противодействию коррупции), которым по статусу положено заниматься данным вопросом.
Эксперты ставят под сомнение также мандат Совета по обжалованию закупок. Несмотря на то, что он заявлен в качестве независимого и беспристрастного органа, обеспечение его функционирования возложено на Минфин и сам Совет работаетв здании министерства. Помимо этого, есть недочеты, связанные с отсутствием организационно- правового статуса Совета. "Самым большим пробелом, как прежнего, так и ныне действующего законодательства в сфере закупок является отсутствие института ответственности за нарушение законодательства участниками процесса. В подобных условиях, насколько бы идеальным не было законодательство в сфере закупок, оно будет нарушено", - заключил экономист Арсен Амбарцумян.
Отметим, что первый закон в сфере закупок в Армении был принят в 2000 году. И хотя последующим законом были заложены основные идеи и принципы проведения госзакупок, до 2010 закупки для госнужд проводились в централизованном порядке. Нынешний закон, принятый парламентом Армении в конце 2016 года, полностью вступил в силу 25 апреля 2017 года. Закон, как заметил тогда министр финансов Армении Вардан Арамян, в первую очередь направлен на повышение эффективности использования государственных средств и избежание коррупционных рисков путем обеспечения прозрачности процедур по всей цепочке, создания равных конкурентных условий для всех участников процесса, подотчетности лиц, участвующих в нем и доступности всей информации на электронной площадке armeps.am.
ПРОЧИТАТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ